ПОЧЕМУ ВНУТРЕННЯЯ КОЛОДКА ИЗНАШИВАЕТСЯ БЫСТРЕЕ ЧЕМ ВНЕШНЯЯ
Внутренняя колодка изнашивается быстрее, чем внешняя, из-за более высокой степени трения и нагрузки, которую она испытывает. Внутренняя колодка находится в постоянном контакте с другими движущимися частями, такими как поршни и шатуны, что приводит к повышенному трению и износу. Кроме того, теплоотвод внутренней колодки менее эффективен из-за ограниченного доступа к воздуху, что влияет на ее долговечность. Эти факторы объясняют более быстрое изношение внутренней колодки по сравнению с внешней.
Неравномерный износ тормозов
ПОЧЕМУ ТОРМОЗНЫЕ КОЛОДКИ ИЗНАШИВАЮТСЯ НЕРАВНОМЕРНО?
Почему быстро стираются колодки/ Why the pads are quickly erased
Износ колодок. Почему неравномерный?
ПОЛ ЧАСА И ТОРМОЗА КАК НОВЫЕ! Смазка для суппортов и направляющих! Чтобы больше не клинило суппорт!
�� Как устранить неравномерный износ тормозных колодок
Неравномерный износ колодок дисковых тормозов.Причина.
Износ тормозных колодок не одинаковый ВАЗ?Почему неравномерный?
изнашиваются не равномерно колодки? быстрый износ колодок? не знаешь ответ? смотри!
Неравномерный износ передних тормозных колодок
Итак, имеются стоковые однопоршневые тормоза (с двумя большими колодками) и проблема с ними – внутренняя колодка изнашивается почти в 2 раза быстрее внешней.
Озаботившись этой проблемой, установил диски Otto Zimmermann перфорированные, колодки ATE Ceramic, скобы новые оригинал, направляющие суппортов (стальные пальцы с резинками) новые оригинал.
Что получил: в любую погоду тормозит хорошо (для стока), не скрипит. Тысяч через 25 стало бить при торможении. Через 35+ тыс. км снаружи диск практически не изношен (без буртика), внутри буртик явно нащупывается. Внешняя колодка опять изношена максимум на половину, на внутренней сработал датчик.
При этом нерастормаживания, увода, подклинивания поршней не замечал. Но замечал, что снаружи отверстия перфорации дисков всегда чистые, а внутри – очень быстро наглухо забиваются грязью.
Отсюда предположение, что внутренняя колодка быстрее изнашивается из-за абразива — грязи, которая попадает на диск из-за неполноценного пыльника диска (внизу пыльника просто нет, и диск внутренней стороной смотрит на улицу и прилетающую оттуда грязь).
Как думаете, если закрыть эту часть диска какой-нибудь вставкой, поможет ли в решении неравномерного износа? Не будет ли диск сильнее греться из-за ухудшения обдува?
Какие колодки быстрее стираются передние или задние
Изнашивание тормозных колодок — распространенная проблема для любого автомобилиста. Особенно часто подвержены этому передние колодки, которые изнашиваются намного быстрее, чем задние. Почему так происходит и как часто нужно менять колодки? Разберемся подробнее.
Почему передние тормозные колодки изнашиваются быстрее
- Физика торможения: при торможении автомобиль кренится вперед, и его основная масса начинает давить на передние колеса, отчего на них при торможении приходится львиная доля работы.
- Человеческий фактор: передние колодки быстро изнашиваются на автомобилях, которыми управляют водители, пользующиеся двумя ногами (левая располагается на педали тормоза, правая — акселератора) при управлении автомобилем.
Почему задние тормозные колодки изнашиваются быстрее
- Стиль вождения: задние колодки слишком часто срабатывают при резких поворотах и частом нажатии на тормоз, что требует постоянной работы системы динамической стабилизации.
- Тип тормозной системы: задние тормоза обычно барабанного типа, а в них ресурс колодок выше, чем в дисковых (которые применяются для передних колодок).
Как часто нужно менять тормозные колодки
- Срок службы тормозных колодок может значительно различаться для каждого конкретного автомобиля, в зависимости от стиля вождения и условий эксплуатации.
- Однако, признаки износа колодок можно определить по пробегу их ресурса, который обычно составляет от 20 до60 тысяч километров.
- Если заменить колодки не вовремя, то возникает риск потерять управление автомобилем — что может привести к серьезным дорожно-транспортным происшествиям и травмам.
- Следует также учитывать комплектность и качество тормозных дисков, с которыми работают колодки. Если они износились или просели, то замена колодок не решит проблему.
Полезные советы и выводы
- Рекомендуется проверять состояние тормозов и заменять колодки каждые 20-30 тысячкилометров, чтобы избежать проблем с управлением автомобилем.
- Частое использование автомобиля в городском режиме, связанное с частыми остановками и поворотами, ускоряет изнашивание передних и задних колодок.
- Необходимо следить за качеством комплектующих тормозной системы и ее правильной эксплуатацией — это позволит не только продлить срок службы колодок, но и улучшить работу всей системы торможения.
- Не стоит экономить на замене колодок и подбирать дешевые неоригинальные аналоги: это может оказаться опасным для вашей жизни и жизни окружающих людей.
- В целях безопасности рекомендуется обращаться к квалифицированным специалистам и проходить технические обслуживания автомобиля регулярно.
Сколько километров ходят колодки
Эффективность торможения автомобиля напрямую зависит от состояния тормозных колодок. Однако, их ресурс может быть различным и зависит от многих факторов. Например, интенсивности использования автомобиля, условий эксплуатации и качества колодок. В среднем, автолюбители должны заменять тормозные колодки каждые 40 000 — 60 000 километров пробега. Но это только рекомендуемый срок, поэтому важно регулярно проверять состояние колодок и следить за их износом. Если пользоваться авто слишком активно, то заменить колодки могут и раньше, например, через 20 000 км. Учащаяся стиль вождения, повышенная влажность, наличие пыли и грязи на дорогах, а также высокая скорость также могут существенно уменьшить ресурс тормозных колодок.
Почему до сих пор используют барабанные тормоза
Барабанные тормоза до сих пор используются на многих бюджетных автомобилях. Причина этого заключается в их закрытой конструкции, которая позволяет сделать площадь трения колодок о поверхность барабана очень большой, что значительно повышает эффективность торможения. Таким образом, «барабаны» способны замедлять машину не хуже, чем дисковые тормоза. Несмотря на то, что дисковые тормоза более эффективны и имеют более продвинутую конструкцию, использование барабанных тормозов остается более выгодным решением для автопроизводителей, так как они являются более дешевыми в производстве. Тем не менее, многие автолюбители предпочитают дисковые тормоза за их более высокую надежность и длительность использования.
Почему одна колодка стирается больше другой
Когда пара колодок на одной стороне оси колес изнашивается неравномерно, внутренняя колодка стирается больше, чем внешняя. Это обычно происходит, когда поршень внутренней колодки не может втянуться должным образом. Главная причина — повреждённый резиновый уплотнитель, который защищает пространство между поршнем и цилиндром от грязи и пыли. В результате внутренняя колодка не надлежащим образом контактирует с тормозным диском, что приводит к ускоренному её износу. Признаками этой проблемы могут быть не только неравномерный износ колодок, но и неправильное функционирование тормозной системы в целом. Чтобы устранить эту проблему и сохранить тормозную систему в хорошем состоянии, следует обратиться в автосервис для замены резинового уплотнителя и проверки работы тормозной системы.
Передние тормозные колодки на автомобиле катаются быстрее, чем задние. Это происходит из-за того, что вес автомобиля переносится на переднюю ось при торможении. Вследствие этого, передние колодки стираются быстрее, что может стать причиной серьезных аварий на дороге. Однако, чтобы предотвратить подобные ситуации, необходимо регулярно проверять состояние колодок и заменять их при необходимости. Как часто менять колодки зависит от интенсивности использования автомобиля и конкретной модели. Но в среднем это происходит после 30 000- 40 000 км пробега для передних колодок и примерно через 60 000 км для задних. В любом случае, замена колодок не только поможет сохранить безопасность на дороге, но и увеличит срок службы тормозной системы авто.
При каком проценте износа менять тормозные колодки
Из тех машин, что мне приходилось разбирать, на некоторых были настолько изношены тормозные колодки, что от фрикционной накладки не осталось даже и следа. И было видно, что от трения металлического основания колодки с тормозным дисков на втором образовались уже серьёзные канавки и риски.
Разумеется, после такого износа менять нужно будет и колодки, и диски. А всё потому, что владелец вовремя не выявил износ и не произвёл своевременную замену. О методах определения износа без снятия суппорта на канале уже было сказано в предыдущих статьях, и сегодня поговорим немного о другом.
Если вы уже сняли суппорт, или подняли его вверх для получения доступа к колодкам, то можно достать их и при помощи обычной линейки или штангенциркуля измерить остаточную толщину фрикционной накладки:
И после полученных показаний уже можно решить, что делать с колодками: они ещё походят или пойдут только на выброс. Но как понять, какая толщина является допустимой, а при каком износе необходима замена?
Средние данные по некоторым моделям
Если вы спросите у опытных автолюбителей, какая толщина является минимальной, то скорее всего вам ответят, что от 2 до 3 мм. И по сути, эти данные будут верными, так как по официальной технической литературе многих производителей именно эти значения часто фигурируют в руководствах.
Есть конечно советчики, которые могут рассказать и про 1 мм остатка, но это будет уже явным перебором. Дело в том, что износ может быть неравномерным и если в одном месте будет 1 мм, то в другом может быть уже 0,5 мм. Соответственно, появляется вероятность, что колодка начнёт тереть металлом о тормозной диск, что явно навредит ему.
Если после замеров выяснилось, что значения толщины фрикционной накладки меньше 0,3 мм, лучше произвести замену как можно быстрее, чтобы не допускать описанных выше недоразумений.
И ещё один важный момент, про который не стоит забывать: менять тормозные колодки необходимо комплектом, как справа, так и слева, чтобы получить равномерный износ и максимально эффективное торможение.
Если материал был полезным, пожалуйста поддержите канал лайком и поделитесь статьей в соц.сетях. Также не забывайте подписываться, чтобы не пропустить всё самое интересное впереди.
В перерывах между плановыми ТО за состоянием тормозной системы должен следить владелец машины. Оценить износ тормозных колодок и дисков (барабанов) сможет любой, главное не лениться.
LADA > Kalina
У большинства автомобилей при обычной эксплуатации внутренняя колодка стирается чуть быстрее внешней, причем это не зависит от конструкции тормозных механизмов. Однако в специфических условиях эксплуатации или из-за конструктивных особенностей некоторых машин внутренние колодки иногда изнашиваются заметно интенсивнее внешних. К примеру, на Мазде 6 второго поколения внутренняя колодка на переднем правом колесе стирается в полтора раза быстрее внешней.
Кроме конструктивных нюансов могут иметь место и неисправности. Например, повышенный износ колодки из-за закисшего поршня. Поэтому при первом осмотре тормозных механизмов на машине, с которой вам еще не приходилось иметь дело, важно снять колесо, чтобы оценить состояние и внешней, и внутренней колодок. Недобросовестные сервисмены часто ограничиваются примерной оценкой износа только внешних колодок, разглядывая их через спицы колесного диска, не снимая самого колеса. Не исключено, что вскоре недовольный клиент вернется на эту СТО со стертыми внутренними колодками и претензиями!
Особенности функционирования
Для начала коротко рассмотрим принцип работы механизмов, чтобы в дальнейшем было понятнее, из-за чего происходит неравномерный износ.
Дисковые тормозные механизмы становятся все более распространенными и выпускается немало авто, у которых такой тип установлен на всех колесах.
Принцип действия этих механизмов достаточно прост. Над тормозным диском, установленном на ступице, располагается суппорт, имеющий П-образную форму.
В его конструкцию входит поршень рабочего цилиндра. Между выступами суппорта и диском расположены две колодки.
При нажатии на педаль тормоза, жидкость выдавливает поршень, и он начинает прижимать одну колодку.
При этом появляется противодействующее усилие, которое заставляет суппорт сместиться по направляющим. За счет этого перемещения осуществляется прижатие второй колодки.
Барабанные механизмы сейчас все меньше используются и ставятся они только на заднюю ось.
Здесь принцип функционирования еще проще: в рабочем цилиндре установлено два поршня, которые при выходе из цилиндра прижимают каждый свою колодку к барабану.
Стоит отметить, что один из видов неравномерного износа тормозных колодок присутствует постоянно и он считается нормальным.
Речь идет о том, что на передней оси элементы стираются более интенсивно, чем на задней.
А если взять авто, у которого сзади установлены барабанные тормоза, то разница в скорости износа – очень существенна.
Более быстрое стирание колодок, установленных на передней оси, обусловлено тем, что нагрузка на них выше, поскольку при торможении происходит смещение массы авто вперед.
В результате именно они выполняют основную работу, но из-за этого и стирание их сильнее.
Доказательством этого является тот факт, что задние колодки меняются в два, а то и три раза реже, чем передние.
Почему износ колодок может ускориться?
Важно помнить о тяжелых условиях эксплуатации, например, движение по горным серпантинам или участие в любительских гонках. В таких режимах у исправной тормозной системы внутренняя колодка может начать стачиваться в разы быстрее внешней. Нечто подобное когда-то случилось и с моей машиной. При повседневной езде износ колодок на седане Volkswagen Jetta последнего поколения был равномерным. Это усыпило мою бдительность, и я перестал следить за состоянием внутренних накладок. После участия в двух этапах спринтов (далеко не самых тяжелых для техники) оказалось, что внутренние колодки почти полностью стерлись. Особенно сильно это проявилось на левом колесе. Повезло, что дело не дошло до задиров на тормозных дисках!
Также не забывайте, что если, к примеру, вы проехали 30 000 км и износ передних колодок составил около 50%, то это еще не значит, что их хватит до 60 000 км. Чем меньше толщина накладки, тем быстрее происходит ее дальнейший износ. Ведь те же порции тепловой энергии от трения воспринимает уже менее «жирная» тормозная колодка.
Когда следует производить замену тормозных колодок
Каждый рачительный хозяин своей машины регулярно перед выездом проводит ее осмотр, проверяя уровень масла, тормозной и охлаждающей жидкости. Но о периодической проверке такой «мелочи», как тормозные колодки (планки) многие автовладельцы даже не задумываются, а зря. В вопросе безаварийной езды не может быть мелочей, ведь от их состояния напрямую зависит безопасность, а в некоторых случаях жизнь людей. Понятно, что демонтировать каждый раз колесо, чтобы проверить состояние планок нет смысла, есть определенные признаки, подсказывающие водителю о приближающихся сроках их замены. В этой статье мы рассмотрим, как определить износ тормозных колодок. А также какого типа планки бывают, какие из них чаще приходится менять: передние или задние. Сколько тысяч км пробега они могут выходить и на что в общем надо обращать внимание.
Типы фрикционного покрытия колодок
Основным рабочим материалом, отвечающим за процесс остановки авто, является фрикционный слой, закрепленный на металлической части колодки. Идеального сочетания материалов, применяемых в их производстве, достичь пока не удалось. Сейчас производятся четыре типа тормозных планок:
- Колодки с нанесенным на них полуметаллическим фрикционным слоем, в котором встречается до 65% составляющих из меди, стальной проволоки или порошка железа, смешанных для лучшего трения с графитом. Их плюс – высокая теплоотдача, а минусы – быстрый износ и шум.
- Планки с приклеенным к ним материалом из органических составляющих: высокотемпературной смолы, резины, стекла, кевлара и углерода. К их положительным качествам можно отнести менее шумную работу и мягкость, а к отрицательным – меньший срок службы и достаточное количество выделяемой ими пыли.
- Колодки с небольшим содержанием металлических элементов, не более 30%, с добавлением органических (вышеописанных) веществ. Что способствует неплохому теплообмену, но сказывается на их шумности.
- Керамические планки, считающиеся на данный момент лучшим вариантом. Их фрикционный слой изготовлен из керамических волокон с добавлением наполнителя, включающего в себя небольшое количество меди. Обладая небольшим весом, эти колодки в эксплуатации более долговечны и производят меньше шума.
Факторы, влияющие на износ колодок
Давайте рассмотрим факторы, влияющие на то, как часто будут меняться тормозные планки. Их немного, но они напрямую влияют на такие показатели, как: через какой срок это произойдет, и сколько километров пробега проедет машина, прежде чем сработает соответствующий индикатор на панели приборов. Вот некоторые из них:
- Режим поездок. Когда машина двигается в городе, часто приходится останавливаться через короткие промежутки, что способствует быстрому износу планок.
- Стиль езды. Неагрессивная манера вождения способствует меньшей нагрузке на тормозной механизм и увеличивает промежуток, через который потребуется менять колодки.
- Характер загрузки машины. При постоянной загрузке багажника уменьшается нагрузка на передние тормозные планки, соответственно и менять их нужно будет реже.
Сроки замены и признаки
Исходя из модели механизма тормозов и фрикционного материала планок, производители указывают, сколько тысяч километров пробега смогут выходить колодки. Также производители рекомендуют, когда нужно менять планки, ориентируясь на оставшийся минимально допустимый фрикционный слой. Все это описано в инструкции к машине, но существуют усредненные нормы, значение которых колеблется в интервале от 20 до 30 тысяч км, для передних планок в дисковых тормозах. А для колодок задних тормозов барабанного, а также дискового типа, этот интервал пробега в км, нужно умножить на два. Также большое значение, на скорость износа, имеет масса машины. Вышеописанные цифры актуальны для небольших легковых авто массой до 1300 кг. Если же рассматривать большие седаны весом около 1600 кг, то износ планок произойдет в полтора раза быстрее. У машин же снаряженной массой 1800 кг и более, замену колодок нужно будет производить после преодоления ими расстояния в два раза меньшего, чем сможет проехать небольшой легковой автомобиль. Если же машина покупалась б/у, зачастую нет возможности узнать, когда последний раз менялись колодки, и каков их пробег. Понять, что пришла пора их заменить, помогут некоторые признаки:
- Загорелся сигнальный индикатор износа колодок на панели приборов. На некоторых тормозных планках стоит электронный или механический индикатор, подающий сигнал, когда фрикционный материал изнашивается до минимального предела и наступает пора их менять.
- Появился звук при остановке авто. Этот звук возникает, при определенном проценте износа фрикционного материала, когда он стирается до металла.
- При резкой остановке слышится звук и ощущается биение в районе колес. Причиной этому служит неравномерный износ колодок или трещины и сколы, которые могут возникать на диске или фрикционном слое. При этом может не сработать даже индикатор при его наличии. Неравномерный износ фрикционного слоя опасен тем, что через определенное количество км пробега придется менять не только планки, но и диск или барабан колеса.
(Осторожно! Громкий звук.)
- Вырос тормозной путь и время, затраченное на остановку авто. Это случается когда происходит неравномерный или полный износ планок, в этом случае нужно срочно их менять.
- Занос из-за неравномерного срабатывания тормозов, когда одно из колес схватывается быстрее, а второе, на котором износились колодки, медленнее.
Наиболее точным способом узнать о том, что пришла пора менять тормозные планки является регулярный визуальный их осмотр, после того как пробег авто превысил общепринятые 30 000 км. В этом случае правильно определить состояние фрикционного слоя помогут линейка или штангенциркуль. При этом допустимый его остаток не должен быть менее 1,5 или 2 мм в зависимости от марки авто. Все вышеописанные факторы износа касаются и задних тормозных механизмов в независимости от их типа. Разница лишь в том, что в задних дисковых тормозах способы проверки аналогичны передним. Единственным отличием, актуальным для колодок барабанных механизмов является то, что определить их износ можно еще и по срабатыванию ручного тормоза. Если при выжатом ручнике на уклоне, планки не удерживают машину от скатывания, значит, пришла пора их заменить. Также при визуальном осмотре состояния тормозов барабанного механизма, в некоторых моделях машин предусмотрено окошко в барабане. Глянув в него, можно определить степень износа фрикционного слоя колодок. Не допускайте полного износа на колодках фрикционного слоя, установите для себя, в зависимости от стиля езды и других факторов, оптимальный, именно для вашей машины пробег, после которого придет пора озаботиться проверкой их состояния. Метки: замена, износ, индикатор износа, пробег, тормозные колодки, фрикционный слой
Износ тормозных дисков
Износ тормозных дисков протекает более стабильно и предсказуемо. Чаще всего дисков хватает на два комплекта колодок. Уменьшение толщины диска примерно на 2 мм означает износ в 100%. Со временем из-за выработки на кромке тормозного диска образуется фаска.
Дизайн многих колесных дисков позволяет просунуть между спицами руку и на ощупь определить выработку тормозного диска. Главное, не делать этого, пока тормозной диск еще горячий, сразу после поездки с интенсивными торможениями. Этот прием будет полезен тем, кто планирует приобрести автомобиль с пробегом. По износу диска можно сделать выводы о реальном пробеге машины или об условиях, в которых ей приходилось ездить. Но лучше всего колесо все же снять и тщательно осмотреть тормозной механизм, включая внутреннюю сторону диска. Бывает, что именно там из-за коррозии образуются канавки и волнистая поверхность.
Колодки одного механизма трутся быстрее, чем второго
Если с одной стороны, к примеру, справа колодки трутся быстрее, чем слева, чаще всего видным становится привод, хотя и не всегда.
Если рассматривать только сами рабочие элементы, то повышенный износ может происходить из-за ржавчины и грязи, особенно на направляющих.
Из-за коррозии подвижность суппорта сильно снижается, а если сюда еще добавить и грязь в самом цилиндре, то и получится, что обе колодки будут постоянно прижаты к диску, что и обеспечит их ускоренный износ.
Еще один вариант, касающийся самих механизмов. Если тормозной диск покоробило и его геометрия нарушена, то это обязательно скажется на колодках в виде их ускоренного износа, поэтому при необходимости нужно делать проточку тормозных дисков.
А вот если брать привод, то причину следует искать не в том механизме, который больше изнашивается, а на другом.
Если в одной из магистралей привода появиться воздушная пробка, или он закупорен грязью, то жидкость не сможет в должной мере воздействовать на поршень, и из-за этого колодки просто не будут прижиматься к диску.
Обычно такая проблема дополнительно проявляется в виде увода автомобиля в сторону при торможении.
К причинам этой проблемы можно частично отнести пробой магистрали привода. Но обычно такая поломка выявляется очень быстро, поэтому особо на износ колодок она не влияет (если конечно не продолжать эксплуатацию авто с одним неработающим контуром).
Неравномерный износ с одной стороны на оси (справа или слева) может давать неисправность модуля АБС (если эта система имеется).
Этот модуль при поломке прекращает регулировать давление жидкости, из-за чего возможна подача на один из механизмов повышенного давления, что и приведет к ускоренному износу.
Чтобы устранить такую проблему, следует провести комплексное обслуживание:
- очистить суппорт;
- заменить все резинотехнические элементы;
- оценить состояние привода;
- Прокачать тормоза;
- Провести диагностику модуля АБС.
Проводя эти меры, можно выявить причину, из-за которой элементы одного из механизмов стираются больше, и устранить ее. Да и сама профилактика тормозной системы будет не лишней.
Когда менять тормозные диски и колодки?
Если износ дисков уже критичный, а колодки почти новые, то не торопитесь сразу менять весь комплект расходников, особенно если вы эксплуатируете автомобиль не в тяжелых для техники условиях. Работу по замене дисков можно ненадолго отложить. Но не стоит совсем закрывать глаза на проблему. Помните, что с уменьшением толщины дисков снижается эффективность торможения. Ведь рассеивать тепловую энергию будет слишком тонкий диск, который вдобавок станет и быстрее перегреваться. В особо запущенных случаях из-за чрезмерного износа тормозного диска, колодка может даже выпасть из механизма!
Неравномерный износ двух колодок на одном колесе
Причина проблемы – попадание грязи, пыли и других посторонних частиц на направляющие или поршень и в цилиндр. «Виновниками» являются изношенные или поврежденные пыльники. Кроме заклинивания системы из-за грязи можно ожидать и того, что от влаги и дорожной соли на деталях появится ржавчина. Результат – неравномерный износ тормозных колодок после заклинивания и прижатия к диску с неодинаковой силой.
Внутренняя стирается гораздо быстрее из-за того, что грязь, попавшая через поврежденный уплотнительный элемент, мешает поршню «ходить» должным образом.
Основную опасность представляют песок, вода, соль и пыль.
Если внешняя колодка стирается быстрее, это верный признак того, что на направляющие суппорта попала грязь. Виноват износившийся или некачественный уплотнитель.
Чтобы устранить проблему, придется:
- снять направляющие и тщательно их очистить от загрязнений;
- смазать специальным составом;
- установить на место;
- заменить старые уплотнительные детали на новые.
Смазывать направляющие (или «пальцы») необходимо при каждой замене.
Как оценить износ барабанных тормозов?
У большинства машин со стороны кожуха барабана есть смотровое окно для оценки толщины накладок. Однако чаще всего им можно воспользоваться только если машина вывешена на подъемнике или стоит на смотровой яме. Иначе разглядеть через это окно что-либо чрезвычайно сложно.
Снять барабаны порой тоже весьма проблематично. Например, у автомобилей французских марок придется откручивать ступичную гайку. В случае с Калиной все просто, барабаны снимаются без особых проблем.
Обычно износ барабанов оценивают по внутреннему диаметру: его увеличение на 1 мм означает приговор.
Клиновидный износ
Речь идет о частично истирании поверхности накладок. Это явление чаще всего связано с ошибками, допущенными в процессе сборки тормозного механизма или других видов технического обслуживания. В результате этого неравномерно распределяется сила прижима, максимальное давление приходится лишь на небольшой участок колодки. В данном случае необходимо осуществить замену направляющих.
Важно понимать, что не во всех случаях неравномерный клиновидный износ колодок является ненормальным явлением. Это может быть следствием применения многопоршневых суппортов
Но при этом важно помнить еще и о том, что в норме клиновидный износ колодок не существенный. Если истирание слишком выраженное – необходимо искать другие причины.
Статья просмотрена:
Библиографическое описание:
Клищенко Ф. Ю., Полуэктов М. В. Причины и следствия неравномерного износа тормозных колодок автомобиля // Молодой ученый. 2021. №10. С. 234-236. URL https://moluch.ru/archive/114/30187/ (дата обращения: 02.08.2019).
В статье рассматриваются возможные причины и следствия неравномерности износа внутренней и внешней тормозных колодок, одного тормозного механизма.
Ключевые слова: неравномерный износ, тормозные колодки, дисковые тормозные механизмы.
При проведении технического обслуживания и проверки состояния тормозной системы зачастую наблюдается явление неравномерного износа тормозных колодок одного тормозного механизма. Как показывает статистика, внутренняя тормозная колодка в ряде случаев изнашивается значительно быстрее внешней.
Чем отличаются барабанные тормоза от дисковых?
Один из недостатков барабанных механизмов в сравнении с дисковыми — отсутствие эффекта самоочистки. Продукты износа от тормозных колодок остаются внутри барабана и оставляют характерные следы на рабочих поверхностях фрикционных элементов.
Редакционная Калина часто используется для участия в различных соревнованиях. То есть условия ее эксплуатации можно назвать тяжелыми. Однако, к нашему удивлению, износ родных колодок оказался небольшим — примерно 30%. Вероятно, причина в том, что у машины относительно небольшая масса, да и динамические показатели не выдающиеся.
Увы, продукты износа значительно подпортили рабочие поверхности накладок и барабанов. Это уже не исправить. При очередной замене колодок придется обновить и барабаны, иначе они сразу же подпортят новые колодки. Однако ничего криминального в дальнейшей эксплуатации автомобиля в таком виде нет. Снижение эффективности задних тормозов не заметно даже при движении по гоночному треку. В целом же барабаны, как и диски, способны переживать по два комплекта фрикционных накладок.
Существует обманчивое мнение, что тормозные колодки нужно менять в какой-то единый установленный период времени, и тогда автомобиль будет «беспроблемно» функционировать и идеально тормозить. Но износ колодок зависит от многих факторов, в частности, от погодных и дорожных условий, индивидуального стиля вождения и т.д.
Что влияет на ресурс тормозных колодок, почему быстро изнашиваются колодки
Тормозные колодки — это расходники, т.е. такие запчасти, которые не просто выходят из строя, а меняются регулярно, по мере износа. Но вот по термину «мера износа», у многих автомобилистов возникает вопрос. Дело в том, что бывают случаи, когда после замены колодок, казалось, не успел поездить, а опять пришло время покупать новые колодки и ехать на СТО производить их замену. Разберемся в том, что влияет на ресурс тормозных колодок, почему быстро изнашиваются колодки и, узнаем о среднем ресурсе тормозов.
От чего зависит износ и ресурс тормозных колодок.
От того, как часто вам придется покупать и менять колодки есть зависимость от трех факторов. Первый, это производитель колодок. Конечно, когда покупаешь новый комплект, обычно сложно предугадать, сколько тысяч километров вы на них проедете. Узнать это можно, только приблизительно, по отзывам тех, кто уже попробовал подобный продукт, или уже точно, но по своему опыту.
Производителей тормозных колодок великое множество, и каждый использует свои технологии и состава материалов самих накладок (той части колодки, которую называют «рабочая», трется о диск или барабан). Это ключевое отличие всех производителей друг от друга. От материалов зависят и рабочие температурные характеристики, а также мягкость торможения и вероятность скрипа.
Второй фактор, влияющий на ресурс – это масса транспортного средства. Это физика, чем тяжелее движущийся предмет, тем больше усилий нужно приложить, чтобы его остановить. Сравните по размеру колодки и диски от Skoda Fabia, массой около тонны, и Porsche Cayenne, который тяжелее её в два раза, увидите Слона и Моську. Так вот, если говорить о ресурсе колодок на легких машинах, то обычно там задние тормоза вообще, почти вечные.
Третий фактор износа, это водительское мастерство и активность драйвера. Можно быть не особо активным водителем, а колодки «жечь» легко и быстро. Так бывает у тех, кто не умеет применять возможности торможения двигателем, или в пробке, когда нога постоянно на тормозе, близко подъезжает к стоящему впереди авто. А о гонщиках, и говорить особо нечего. Это люди, которые даже на Ланосах, считают смыслом жизни ездить как Шумахеры. Причем, часто это делают очень бестолково. Загорелся зеленый свет светофора — по газам, а впереди уже, через 200 метров виднеется красный. Но такие «драйверы-гонщики» как разогнались – педаль в пол, так и тормозят. И так везде и всегда, манера езды такая. Вот они колодки и меняют чаще всех остальных.
Так какой же ресурс тормозных колодок?
По статистике, очень средний показатель для передних колодок это 35 — 45 тыс. км. Вот считайте. Что если вы раньше меняете колодки, то это быстрее, чем в норма. Для задних колодок есть еще более размытые показатели, так как сзади могут стоять барабанные тормоза, ресурс которых, обычно под 80-100 тыс., а дисковые примерно также меняются, как и «на передке», ну может чуть реже, тысяч на 5-10 километров.
P.S. Есть еще одна причина износа – техническое состояние отдельно взятого тормозного механизма. Например, подклинивающий цилиндр суппорта не дает отходить колодке на нужное расстояние, и во время движения, она постоянно находится к контакте с диском. Но этот вопрос мы не включали в «факторы», потому что относится к теме «проблемы тормозной системы», которую мы затронем в следующих публикациях.
Почему бьет руль на скорости? Три причины биения руля
Это тоже интересно:
Выбираем масляный поддон – на что обратить внимание
Реальные способы уменьшения расхода топлива
Шаровая опора подвески автомобиля: конструкция и причины износа
Что такое тормозная колодка и зачем она нужна
Тормозная колодка – это стальная пластина, к которой прикреплена особая накладка, состоящая из фрикционных материалов с повышенным коэффициентом трения. Такие материалы предназначены для функционирования в условиях скольжения, трения и т.д. От качества фрикционного материала во многом зависит качество самой колодки. Любой производитель колодок имеет собственный состав фрикционных материалов. В производстве используют каучук, минеральные волокна, смолы и т.д.
Тормозные колодки постоянно находятся под воздействием различных агрессивных сред. К примеру, при торможении колодки нагреваются до высокой температуры. Если же торможение происходит на мокром асфальте и на них попадает вода, то колодки подвергаются большому перепаду температур. Не нужно лишний раз объяснять, что данный фактор действует губительно на любой материал. На колодках постепенно образуются трещины, они стираются и перестают нормально функционировать.
Неравномерный износ пар колодок на одной оси
Если неравномерно изнашиваются передние колодки, причин может быть несколько. Чаще всего проблема возникает из-за «пальцев». Так как суппорт ходит по направляющим, важно, чтобы они были хорошо смазаны. Если смазка высохла, потерялся или вышел из строя уплотнитель, работа системы нарушается, что и приводит к неравномерному износу колодок.
Чтобы этого избежать, вовремя меняйте уплотнители, проверяйте направляющие на наличие посторонних примесей и загрязнений, смазывайте специальными составами. Использовать для «пальцев» смазку для колодок нельзя – они имеют разные рабочие характеристики. Смазка на направляющих должна быть специальной.
Вторая распространенная причина неисправности – повреждение тормозного шланга. Он расположен таким образом, что регулярно подвергается внешним воздействиям, например, ударам от летящих из-под колес камней. Как следствие, снижается герметичность тормозной системы, нарушается ее работа, меняется интенсивность прижимания колодки к диску в процессе торможения. Плюс к тому, при повреждении шланга происходит утечка тормозной жидкости. Шланг необходимо поменять.
Проблемы с гидравликой также влияют на естественный износ – торможение происходит с отклонениями от нормы. Гидравлическая пробка – распространенная проблема. Поршень перестает двигаться как положено, колодки не прижимаются с должным усилием к диску, нагрузка распределяется неравномерно.
Дополнительный симптом гидравлической пробки – автомобиль уводит в сторону после того, как нажали педаль тормоза. Для устранения проблемы необходимо отогнать машину на СТО.
Нетипичный износ возможен, когда искривлен тормозной диск. Такое чаще всего случается при интенсивном торможении, когда система резко охлаждается (к примеру, авто проезжает через лужу с холодной водой). Резкий перепад температур — и диск деформируется. Обычно такое происходит только с одной стороны.
В результате дисбаланса и неравномерного давления колодки тоже изнашиваются по-разному. Дополнительным симптомом этой проблемы является биение руля. Исправить ситуацию можно путем замены диска и сопутствующих деталей.
Как определить степень износа колодок
Одним из признаков того, что колодки изношены, является характерный писк при торможении. Этот звук начинает издавать датчик износа. Он представляет собой специальную пластину. Когда фрикционный материал колодок стерт, пластина начинает касаться диска и датчик срабатывает.
Существует и другая разновидность датчиков. На некоторых автомобилях датчиком износа является металлический контакт, который вставлен вглубь тормозной колодки. При износе колодки контакт соприкасается с диском, выводя на панель световой сигнал.
Если датчика износа нет, то необходимость замены возникает, когда толщина фрикционного материала колодок достигает 1-1,5 мм (без учета толщины металлической основы).
Иногда случается, что колодка изнашивается неравномерно. Или бывает, что на одной колодке канавки полностью стерты, а на другой нет. Как правило, это говорит о неправильной работе суппорта. В таком случае одновременно с заменой колодок, необходимо ремонтировать суппорт.
Еще одним показателем износа колодок является уровень тормозной жидкости. Когда колодки стерты, поршни тормозного суппорта выдвигаются по направлению к диску. А значит, расход жидкости увеличивается.
Также на износ колодок косвенно могут указывать следующие факторы: снижение эффективности торможения (особенно при экстренном торможении), увеличение хода тормозной педали и т.д.
Также о замени колодок говорят трещины и различные повреждения на них.
Распространенные виды неравномерного износа
Но существуют помимо нормального стирания и другие типы износа, среди которых чаще всего встречаются такие, как:
- Внутренняя или внешняя колодка стирается быстрее;
- Клиновидный износ;
- Колодки одного механизма стираются быстрее, чем второго (на одной оси);
- Колодки задних барабанных механизмов изнашиваются интенсивнее, чем на передней оси.
У каждого из указанных видов неравномерного стирания тормозных колодок может быть несколько причин, поэтому рассмотрим их более детально.
Какие колодки покупать?
Некоторые автолюбители, желая сэкономить, идут на поводу у продавцов авторынка, которые советуют приобрести хоть и неоригинальные колодки, но «вполне подходящие для данного авто». Такие колодки лучше не покупать. Колодки непосредственно взаимодействуют с тормозными дисками. Материал дисков и колодок должен быть совместим. В противном случае не будет самого эффекта торможения, а в дополнение к этому из-за несовместимости материалов при торможении будет раздаваться постоянный скрежет и свист.
В добавок ко всему, неоригинальные колодки способны погнуть тормозные диски, так что придется делать основательный ремонт.
Почему задние колодки изнашиваются быстрее передних?
По законам физики все должно быть наоборот – при торможении максимальная нагрузка приходится именно на переднюю часть машины, так как задняя как бы накатывается на нее. Поэтому передние тормоза подвергаются намного большей нагрузке, чем задние. Этим обусловлена редкая замена задних элементов тормозной системы – на одну замену задних колодок приходится 2-3 замены передних.
Но случается с точностью до наоборот.
Если задние стерлись быстрее передних, причины может быть две – неправильно отрегулирован стояночный тормоз (перетянут ремень) или точка входа тросика подверглась интенсивному загрязнению, вследствие чего трос подклинивает.
Вот мы и рассказали об основных причинах нетипичного износа колодок. Своевременное техобслуживание, установка качественных запчастей и регулярная диагностика избавят от типичных проблем неравномерного истирания компонентов тормозной системы. Но если вы уже столкнулись с неполадкой, не затягивайте с ремонтом – иначе проблемы будут расти как снежный ком!
Нередко автовладельцы, проводя техническое обслуживание тормозной системы, замечают, что происходит неравномерный износ колодок.
Причем выражаться эта проблема может по-разному – стирается только какай-то один конкретный элемент, износ может быть более сильным только на определенном механизме (правом или левом, переднем или заднем).
В общем, вариаций – немало, но в любом случае это сигнализирует о возникновении проблемы в работе тормоза или привода, которую обязательно нужно устранять.
Тормозная жидкость как первопричина неравномерного износа колодок
Тормозная жидкость является важным компонентов гидравлической системы тормозов автомобиля. Ее необходимо своевременно менять, чтобы с компонентами тормозной системы не возникало проблем
При этом важно использовать именно такую тормозную жидкость, которая подходит для вашего автомобиля, тогда как в продаже можно найти много ее вариаций, классификация которых происходит по системе DOT
Как таковая, тормозная жидкость не влияет на неравномерный износ колодок, но она является провокатором повреждения деталей, которые приводят к рассматриваемой проблеме. Более подробно рассмотрим этот вопрос ниже.
Статья в тему: Что предполагает химчистка салона?
Основные причины проблемы
Рассмотрим наиболее распространенные причины, которые приводят к неравномерной выработке колодок:
- Тормозная жидкость (ТЖ). Большинство автомобилей работают на гидравлической системе торможения, которая заполнена специальной жидкостью. При эксплуатации в трубопроводы попадает влага, и ухудшает свойства жидкости. Это способствует неравномерному износу накладок. Необходимо соблюдать рекомендации производителя по замене ТЖ.
- Изношенные поршни суппорта. Влага в ТЖ вызывает окислительные процессы, то есть появление слоя ржавчины на стенках суппорта. При нажатии на педаль тормоза поршень сдавливает колодки. При отпускании тормоза из-за коррозии поршня происходит его частичное заклинивание, что вызывает преждевременную выработку колодок с одной из сторон.
- Закисание и повреждение направляющих. Эти элементы должны быть всегда чистыми и смазанными, иначе их подвижность ухудшается. Тормозная система заклинивает, увеличивая выработку накладок.
- Порванные пыльники. Эти детали присутствуют как на поршне суппорта, так и на направляющих. Они изготовлены из резины. При активной эксплуатации пыльники рвутся и пропускают к другим элементам тормозного механизма пыль, влагу, грязь. Результат: заклинивание тормозов, быстрый износ.
- Неисправность модуля АБС. При поломке АБС прекращается равномерное распределение жидкости в системе. В результате одна сторона получает повышенное давление, но к другой стороне жидкость не попадает под необходимым давлением. Получается, что с одной стороны колодки изнашиваются быстрее.
- Ручной тормоз. Перетянутый тросик ручника постоянно удерживает механизм в разжатом состоянии. Накладки трутся о барабан и быстрее изнашиваются.
Кроме основных причин, проблема может крыться в некачественных тормозных накладках, а также наличии воздушных пузырьков в трубопроводе. Поэтому автолюбителю рекомендуется периодически проверять систему торможения и при обнаружении проблем проводить ремонт.
Тормозная жидкость как первопричина неравномерного износа колодок
Тормозная жидкость является важным компонентов гидравлической системы тормозов автомобиля. Ее необходимо своевременно менять, чтобы с компонентами тормозной системы не возникало проблем
При этом важно использовать именно такую тормозную жидкость, которая подходит для вашего автомобиля, тогда как в продаже можно найти много ее вариаций, классификация которых происходит по системе DOT
Как таковая, тормозная жидкость не влияет на неравномерный износ колодок, но она является провокатором повреждения деталей, которые приводят к рассматриваемой проблеме. Более подробно рассмотрим этот вопрос ниже.