Россия, Москва
Телефон:
+7 (967) 555-86-.. Показать номер
Пн-пт: 09:00—19:00
whatsapp telegram vk email

Антифриз g12 и g12 в чем разница

Можно ли смешивать антифриз G12 и G12+?

image

Без охлаждающей жидкости двигатель не сможет функционировать дольше, чем несколько десятков минут. Поэтому в случае внезапной утечки антифриза придётся восполнить минимальный запас ОЖ, чтобы продолжить движение. Но не всегда есть возможность выбрать тот антифриз, который рекомендует завод-изготовитель авто. Ниже попробуем разобраться, можно ли смешивать антифризы G12 и G12+.

Антифриз с G12+ и G12. В чём разница?

Все охлаждающие жидкости, маркированные как G12 (вместе с модификациями G12+ и G12++), состоят из этиленгликоля, дистиллированной воды и пакета присадок. Вода и двухатомный спирт этиленгликоль – это обязательные компоненты почти всех антифризов. Причём пропорции этих базовых составляющих для антифризов разных марок, но с одинаковыми температурами замерзания, практически не меняются.

Основные различия между антифризами G12 +и G12 заключаются именно в присадках.

Антифриз G12 пришёл на смену устаревающему на тот момент продукту G11 (или Тосолу, если рассматривать отечественные ОЖ). Неорганические присадки в антифризах устаревших ОЖ, которые создавали сплошную защитную плёнку на внутренней поверхности системы охлаждения, имели один существенный недостаток: они снижали интенсивность теплообмена. В условиях, когда нагрузки на ДВС повышались, требовалось новое, более эффективное решение, так как стандартные антифризы с трудом справлялись с охлаждением «горячих» моторов.

image

Неорганические присадки в антифризе G12 были заменены органическими, карбоксилатными. Эти компоненты не обволакивали теплоизоляционным слоем патрубки, соты радиатора и рубашку охлаждения. Карбоксилатные присадки образовывали защитную плёнку только в очагах повреждений, препятствуя их росту. За счёт этого оставалась высокой интенсивность теплообмена, но в целом общая защита системы охлаждения от химически агрессивного спирта, этиленгликоля, падала.

Подобное решение не устраивало некоторых автопроизводителей. Ведь в случае с антифризом G12 приходилось давать больший запас прочности системе охлаждения или мириться с её падающим ресурсом.

image

Поэтому вскоре после релиза антифриза G12 на рынки вышел обновлённый продукт: G12+. В этой охлаждающей жидкости, помимо карбоксилатных присадок, были добавлены и неорганические добавки в небольших количествах. Они образовывали тонкий защитный слой по всей поверхности системы охлаждения, но практически не снижали интенсивность теплообмена. А в случае повреждения этой плёнки в дело вступали карбоксилатные соединения и заделывали повреждённый участок.

image

Можно ли мешать антифризы G12+ и G12?

Смешение антифризов подразумевает обычно доливку одного типа ОЖ в другой. При полной замене обычно никто не занимается смешиванием остатков из различных канистр. Поэтому рассмотрим два случая смешивания.

  1. В бачке изначально был антифриз G12, а долить нужно G12+. В этом случае можно без опасений смешивать. Охлаждающие жидкости класса G12+ в принципе относятся к универсальным и могут смешиваться с любым другим антифризом (за редким исключением). Рабочая температура двигателя не вырастет, скорость разрушения элементов системы не повысится. Присадки никак не будут взаимодействовать друг с другом, не выпадут в осадок. Также срок службы антифриза останется прежним, так как у обоих этих продуктов по стандарту интервал межу заменами составляет 5 лет.

image

  1. Изначально был в системе G12+, а залить нужно G12. Такая замена также допускается. Единственный побочный эффект, который может возникнуть – это слегка снизившаяся защита внутренних поверхностей системы из-за отсутствия неорганических составляющих в пакете присадок. Эти негативные изменения будут настолько небольшими, что ими в общем случае можно пренебречь.

Автопроизводители иногда пишут, что доливать G12 в G12+ нельзя. Однако это скорее избыточная мера перестраховки, чем обоснованное требование. Если необходимо пополнить систему, а других вариантов нет – смело смешивайте любые антифризы класса G12, независимо от производителя и подкласса. Но при случае, после подобных смешений, лучше обновите полностью антифриз в системе и залейте ту ОЖ, которая требуется по регламенту.

Антифриp G11, G12+, G12++, G13 и G12evo

Антифриз = дистиллированная/деионизированная вода + присадки (концентрат антифриза). Преимущество использование антифриза перед водой: 1. Не замерзает (до -65°C при 65% концентрате и 35% воды); 2. Присадки предотвращают и останавливают коррозию; 3. Закипание жидкости на 108°C и выше; 4. В случае закипания препятствует отложению накипи (умягчение воды); 5. Обладают смазывающими свойствам (для насоса/помпы) и безопасны для резины/пластика (термостат);

Цвет: зеленый или синий Срок: до 3 лет или 120 тыс.км. + Дешёвый; — Короткий срок службы: по факту G11 уже через 2 года теряет половину свойств; — Образует плёнку, которая защищает от коррозии. Но густая плёнка препятствует теплообмену (охлаждению);

G12 (снят с производства)

Цвет: красный Срок: до 5 лет Данный антифриз давно снят с производства из-за несовместимости с латунными и медными деталями и радиаторами. Быстро заменен G12+

Цвет: красный или жёлтый Срок: до 5 лет или 250 тыс.км. По сравнению с G11: + Дольше срок эксплуатации; + Менее подвержен старению в случае закипания или избытка воды; + Присадка образует пленку только где началась коррозия. Улучшена теплоотдача; + На его основе выпускаются спортивные антифризы выдерживающие температуры до +118°C;

Цвет: фиолетовый, розовый или зелёный Срок эксплуатации: Стандарт VAG’а предполагает, что данный антифриз достаточно менять через 500 тыс.км. (без учета возраста). Но производители антифриза рекомендуют эксплуатировать не дольше 12 лет или 250 тыс.км. На практике сервисы рекомендуют его менять каждые 6 лет. По сравнению с G12+: + Срок эксплуатации; + Улучшены антикоррозийные свойства; — Оставляет плёнку, которая ухудшает отвод (но лучше, чем G11);

G13 (оригинальный снят с производства)

Цвет: фиолетовый Срок эксплуатации: На моторах до 140 л.с. (до 1,4 литра включительно) пожизненно при условии регулярного долива G13, вне зависимости от пробега; На других более мощных двигателях, только при наличии силикатного патрона/пакета (MIT SILIKAT) в расширительном баке можно использовать на весь срок эксплуатации автомобиля (условно до 12 лет как и G12++). При отсутствии силикатного патрона G13 в форсированном двигателе следует эксплуатировать 6 лет или 250 000 км. По сравнению с G12++: + Условная экологичность; + Срок эксплуатации; — Теплопроводность ещё ухудшилась и как следствие его не используют на очень мощных моторах, например Porsche и на многих Audi; — Все чаще поступают жалобы о разрушении силикатных патронов/пакетиков, которые потом нарушают работу охлаждающей системы и обогрева салона. По мнению VAG причинами разрушения являются: избыточное добавление воды в антифриз в зимний период или езда на минимальном уровне антифриза (патрон/пакет становится сухим и трется о пластик). Компания Volkswagen (VAG) отказалась от G13 с 2020 года и теперь использует G12evo (его можно доливать в G13). В случае ремонта двигателя VAG рекомендует переходить с G13 на G12evo. Многие известные производители антифризов ещё продолжают выпускать G13, например Motul и NGN.

G12evo

Цвет: фиолетовый Срок эксплуатации: 5 лет или 250 000 км. По сравнению с G12++ и G13: + Температура кипения +110°C (против 108); + Теплоотводящие свойства не уступают G12++ (а значит лучше, чем у G13); + В случае закипания менее деградирует и лучше борется с отложениями (накипью); + Формула безопаснее для резины, герметика и пластика. Что должно сказаться положительно в сроках службы насоса (помпы), термостата, шлангов и соединений. — Недостаток в сроке эксплуатации, как у G12+;

Так что мне лить?

G12++ если ищите антифриз проверенный временем и отличной антикор. защитой по доступной цене; Если двигатель серьезно прибавил мощности в результате тюнинга и чипа, то следует переходить на G12+ с увеличенной точкой кипения (некоторые производители допускают до 118 град.). G11 если антифриз постоянно подтекает и/или каждые 2 года проводите серьёзное ТО с заменой помпой и сливом антифриза. G12evo относительно новый тип антифриза, который ещё не доказал свою надежность временем. Но заявленные преимущества весомые.

А доливать другой G можно?

Если не известно какой антифриз используется. То на долив лучше использовать новый G12evo, его можно доливать в любой антифриз. Антифризы любых фирм совместимы. Главное правильный тип. Если в автомобиле: G11 можно доливать: G12+, G12++, G12evo и G13. В G12+ можно: G12++, G12evo и G13. G11 — нет*. В G12++: G13. G12evo и G12+ допускается не более литра, иначе портится срок годности. G11 — нет*. В G12evo: G12++ и G13 в любом кол-ве. G12+ не более литра. G11 — нет*. А дисц. воду? Можно, но каждое добавление разбавляет концентрат и когда воды станет более 60%, то снижается качество антифриза: точка кипения, антикор.защита, темп.замерзания. А обычная вода из крана? Плохое решение, особенно в жару и на большие пробеги. В моторе образуется накипь, которую потом сложно будет удалить, а при удалении можно забить систему. * В безвыходных ситуациях G11 можно доливать и использовать в G12+, G12++, G12evo, G13, но следует учитывать: — ухудшится отвод тепла, а значит не следует нагружать двигатель и минимизировать поездки в жару; — нарушается срок годности текущего антифриза и после начала добавление G11 (достаточно 200 мл) следует заменить и промыть систему в течение года;

Если автомобиль старый и изначально шел с G11 можно перейти на G12+, G12++ или G12evo?

Пропорции для разбавления концентрата антифриза G11. G13

Примерные показатели: 60% воды и 40% концентрата (3л воды + 2л конц.) = -24°С 50% воды и 50% концентрата (1л воды + 1л конц.) = -36°С 40% воды и 60% концентрата (2л воды + 3л конц.) = -52°С VAG не рекомендуется использовать антифриз где более 60% воды, слабеет антикор. защита и уменьшается точка кипения. Стандартом является 50% + 50% (1:1). Дальнейшее увеличение концентрата практически не улучшит антикор.свойства или точку кипения, только повлияет на температуру замерзания.

Менять ли крышку радиатора и/или расширительного бочка?

В современных автомобилях крышки могут выдерживать до 10 лет. Но на практике рекомендуется менять примерно каждые 5 лет. К этому времени уплотнитель крышки устаревает и начинает потихоньку стравливать пар. Если видны сильные подтеки рядом с крышкой, то нужно быстрее заменить крышку. Также следует обратить внимание нет ли перегревов двигателя.

Контрафакт

К сожалению известны случаи подделки оригинальных упаковок VAG G12++, G13, а теперь и G12evo концентратов и готовых растворов. Внутри дешевый G12+ с низкой концентрацией и замерзает раньше чем должен. Такие упаковки имеют не качественную спайку и замерзают в морозилке уже при -25 (вместо -36 если говорить об стандартном готовом растворе). Поддельный G13 выдают свежие даты производства, например 2022 год (по факту он уже не выпускался с конца 2021 года). Доливать до литра — безопасно. А на полноценную замену лучше не рисковать и приобретать канистры известных нефтехимических брендов: Ravenol, Motul, Shell и т.д., которые стоят дешевле чем оригинал, спрос меньше поэтому подделывать их нет интереса.

Залили незамерзайку в антифриз, что делать?

Как можно скорее менять с 2-3 промывками дисц. водой. Крышку расширительного бочка и радиатора при наличии рекомендуется также заменить.

Цвета антифриза

Антифриз, который автовладельцы по привычке называют охлаждайкой, славится за счет своих высоких температурных показателей. Но сейчас существует столько видов охлаждающей жидкости, что не запутаться в них может только настоящий профи. Разберемся по порядку.

Состав антифриза

В основной состав антифриза входят всего четыре вещества: моноэтиленгликоль (пропиленгликоль), дистиллированная вода, краситель и различные присадки. Тут важно отметить, что уважающие себя производители используют именно дистиллированную воду, в то время как самый дешевый антифриз может быть изготовлен с обычной водой из-под крана. Присадки для состава играют ключевую роль и определяют свойства охлаждающей жидкости.

Подробнее о присадках

Возможно, кто-то скажет, что дистиллированная вода в сочетании с этиленгликолем дает отличный результат сама по себе. Зачем же тогда нужны присадки? Но здесь все завязано на патрубках автомобиля. Когда обычная смесь попадает в систему охлаждения, на металлических трубках и резиновых патрубках возникает коррозия, которая через пару месяцев грозит дырами. Присадки же обеспечивают необходимую защиту деталей от коррозии. Идеальных присадок еще не существует, однако одни дают довольно средний результат, а другие отличный.

Синий антифриз

Синий антифриз также называют тосолом. Но фокус в том, что сам тосол может быть не только синим, но и красным. Здесь прямая зависимость от температуры замерзания. Для синего тосола она равна -40 °C, а для красного от -60 до -65 °C. Исторически еще со времен СССР тосол изготавливался именно в синем цвете, чтобы можно было определить степень выработки жидкости.

Если говорить о синем антифризе G11, то его срок службы составляет не более 3 лет. Кроме того, его не рекомендуется использовать для иномарок, так как предел его рабочей температуры составляет 104–107 °C. Преимуществом этой жидкости может быть цена, которая обычно в 2 и более раза ниже, чем у красного и зеленого антифриза.

Зеленый антифриз G11

В чем же разница между синим и зеленым антифризом? Последний в своем составе содержит не только двухатомный спирт (этиленгликоль) и воду, но также набор неорганических ингибиторов, которые борются с образованием коррозии на патрубках и металлических трубках. По своим характеристикам зеленый антифриз не сильно превосходит синий. Применять его в новых образцах двигателей не рекомендуется. Так, к примеру, температура кипения такой жидкости составляет 130 °C, но срок службы ограничен 24 месяцами. Зеленый антифриз отличается доступной ценой, поэтому достаточно популярен у владельцев подержанных иномарок и отечественных автомобилей.

Красный антифриз G12

Красный, или карбоксилатный, антифриз G12 обладает наиболее хорошими свойствами и обеспечивает оптимальные условия для работы ДВС. В его состав включены карбоксилатные ингибиторы, работающие по следующему принципу:

  • распределяют защитную пленку по конкретным точкам, а не по всей поверхности;
  • защитная пленка обволакивает те места, где начинается коррозия.

Это позволяет сохранять тепловой коэффициент на одном уровне и обеспечивать минимальный расход жидкости. Но и у красного антифриза есть свои особенности. К преимуществам красного антифриза стоит отнести длительный срок службы (более 5 лет). Зачастую антифриз меняет уже новый владелец авто.

Фиолетовый антифриз G13

Фиолетовый антифриз предстал на суд автолюбителей в 2012 году и практически сразу получил заслуженную популярность. Жидкость такого класса отличается повышенной температурой кипения, что и привлекает покупателей. В основе состава пропиленгликоль, который является менее вредным. Основным преимуществом фиолетового антифриза является более долгий срок службы. Он не расходуется благодаря своей особой структуре. При этом жидкость отлично подходит для двигателей внутреннего сгорания нового образца. Пожалуй, единственным минусом является цена. Она в несколько раз превышает стоимость красного антифриза. С другой стороны, она полностью покрывается его сроком службы.

В чем разница между синим, зеленым и красным антифризом

Так на что же нужно обращать внимание при походе в автомобильный магазин? Какую жидкость выбрать?

В первую очередь смотрите на следующие характеристики:

  • защита от коррозии. Тосол (синий антифриз) обеспечивает защиту от коррозии до 2 лет, G11 (зеленый) – на срок до 3 лет, G12 (красный) – до 5 лет. Вопреки расхожему мнению синий антифриз все же дает защиту, но не на долго и с ухудшением теплопроводности поверхности защищаемого металла;
  • температура закипания. Если антифриз обладает высокой температурной устойчивостью, он предотвращает закипание двигателя. Современные агрегаты функционируют при нормальной температуре в пределах от 104 до 118 °C. Таким образом, жидкости зеленого и синего цветов им не очень подходят;
  • температура замерзания. Здесь все зависит от региона проживания. В нашей стране не так много городов, где температура зимой не рискует опуститься ниже -40 °C. Поэтому использование синего тосола оправданно только в южной части. При -40 °C машина, скорее всего, никуда не поедет с такой жидкостью.

Наиболее перспективными антифризами считаются те, которые были разработаны относительно недавно. Их отличие заключается в высокой морозостойкости и улучшенных защитных свойствах. Их эффективность значительно выше, чем у предшественников.

Можно ли смешивать антифризы

Можно сразу сказать, что смешивать антифризы разных цветов крайне не рекомендуется, даже если их класс совпадает. Проблема заключается в том, что разные присадки могут негативно влиять друг на друга и быть несовместимы по химическому составу.

При смешивании синего и красного антифризов можно не просто ухудшить качества составов, но и снизить срок службы. В итоге антифриз нужно будет менять через год. В экстренных случаях такая мера допустима, но только при условии, что возможности купить такую же охлаждающую жидкость нет. Если такая ситуация произошла, то при первой же возможности нужно слить всю систему, после чего произвести промывку и залить новую жидкость.

В таблице ниже приведена совместимость составов.

Однозначно сказать, какая охлаждающая жидкость хорошая, а какая плохая, нельзя. Каждая имеет свои плюсы и минусы и подходит для определенных условий и под определенный бюджет. Однако благодаря последним разработкам качество антифриза заметно растет.

По сути, разделение по цветам является попыткой своего рода обозначением нового поколения охлаждающей жидкости.

При выборе антифриза всегда следуйте указаниям в руководстве по эксплуатации своего автомобиля.

Классификация антифризов

Антифризом называют любую незамерзающую жидкость, предназначенную для охлаждения двигателя внутреннего сгорания. Так же используется в качестве средства очистки стекол или противообледенительных жидкостей. Классификация антифризов подразумевает их разделение в зависимости от состава базовый основы и пакета присадок.

Виды (типы) антифризов

Традиционные (IAT, Inorganic Acid Technology)

Силикатные ОЖ, содержащие фосфаты и нитриты. Считаются устаревшими и не применяются в качестве первой заливки на заводах.

Карбоксилатные (OAT, Organic Acid Technology)

Улучшенные охлаждающие жидкости, содержащие в своем составе только органические (карбоксилатные) ингибиторы коррозии. Не содержат амины, нитриты, фосфаты, бораты и силикаты.

Срок службы – до 5 лет или 250 000 км.

Цвет – ярко-красный или сиренево-фиолетовый.

Гибридные (HOAT, Hybrid Organic Acid Technology)

Охлаждающие жидкости, содержащие с своем составе помимо органических (карбоксилатных) ингибиторов коррозии так же неорганические силикаты (европейская технология), нитриты (американская технология) или фосфаты (азиатская технология).

Отличительным свойством гибридных охлаждающих жидкостей является хорошее противодействие кавитации. Дело в том, что антикавитационными присадками являются неорганические соли (нитриты, бораты, фосфаты и молибдаты), которые полностью отсутствуют в антифризах карбоксилатного типа.

Именно поэтому в коммерческой технике (грузовики, карьерные машины, тепловозы и т.д.) используются в основном гибридные охлаждающие жидкости, так как в их двигателях используются т.н. “мокрые” гильзы, которые особенно сильно подвержены кавитации.

Срок службы – до 3 лет или 100 000 км пробега.

Цвет – зеленый, бирюзовый, синий или желтый.

Лобридные (SiOAT, NOAT, POAT)

Название исходит из “Low Hybrid”, т.е. “малогибридная” технология. Новейшие антифризы, в которых органические ингибиторы коррозии дополнены небольшим количеством минеральных. Обеспечивают улучшенную защиту от коррозии алюминиевых деталей двигателя, а так же обладают повышенной температурой кипения – до 135 градусов Цельсия, что позволяет использовать их в мощных, термонагруженных моторах.

Срок службы – до 10 лет или 200 000 км

Цвет – ярко-красный или сиреневый.

Чем отличаются антифризы

Антифризы силикатного типа полностью обволакивают внутренние стенки системы охлаждения, защищая ее при этом от коррозии. Уже имеющиеся очаги коррозии локализуют карбоксилатные присадки. К минусам таких антифризов относят сниженный отвод тепла (из-за пленки, которая защищает от коррозии) и сравнительно небольшой срок службы.

G12 (VW TL 774-D)

Карбоксилатный состав, обладающий хорошей способностью предотвращать коррозионные процессы на поверхности деталей системы охлаждения. Не содержит нитритов, силикатов и фосфатов. Запрещено смешивать с антифризами G11.

G12+ (VW TL 774-F)

Более совершенный карбоксилатный состав на основе этиленгликоля. В этой охлаждающей жидкости, помимо карбоксилатных присадок, добавлены неорганические добавки в небольшом количестве. Они образуют тонкий защитный слой по всей поверхности системы охлаждения, но практически не снижают интенсивность теплообмена. Одним из преимуществ является возможность смешивания с G11, однако в этом случае срок службы сокращается до 2 лет.

G12++ (VW TL 774-G)

Новейший карбоксилатный антифриз, который помимо органических присадок содержит минеральные силикатные компоненты. Иногда такой состав называют лобридным. Можно смешивать с любыми ОЖ “G”-серии.

G13 (VW TL 774-J)

Основное отличие от антифризов серии G12++ – содержание глицерина (20% в концентрате, и 10% в растворе 50/50), который является более экологичным веществом, нежели этиленгликоль. По текущим оценкам, при производстве G13 количество выбросов CO2 на 11% меньше, чем при производстве антифриза с гликолем.

Помимо превосходной защиты от замерзания, G13 также обладает исключительными охлаждающими свойствами, а также защищает от коррозии и меловых отношений.

G12 EVO (VW TL 774-L)

Стандарт G12 EVO VW TL 774-L превосходит G11, G12, G12+, G12++, G13. Антифризы G12 EVO созданы на основе карбоксилатной технологии с добавлением фосфатов и силикатов, что увеличивает срок службы данного антифриза в связи с более медленным расходованием фосфатных присадок и лучшей защитой элементов системы охлаждения двигателя. Образует эффективную долговременную защиту деталей системы охлаждения, защищая двигатель от замерзания, перегрева, кавитации, коррозии и загрязнения.

Можно ли заливать антифриз G12 вместо G11

Полная замена антифриза G11 на карбоксилатный G12 возможна только в том случае, если детали двигателя не содержат цветных металлов, таких как медь или латунь. Именно поэтому при выборе антифриза мы рекомендуемся придерживаться рекомендаций производителя вашего автомобиля.

Международные стандарты для охлаждающих жидкостей

BS 6580

Антифризы BS 6580 предназначены для двигателей легковых и грузовых автомобилей, микроавтобусов и мотоциклов. Согласно стандарту, ОЖ этого стандарта должны быть на основе МЭГ (моноэтиленгликоля) и комплекса неорганических присадок.

Не рекомендуется применять в системах охлаждения двигателей, выпущенных после 2005 года.

ASTM D3306

Спецификация содержит требования к охлаждающим жидкостям на основе этиленгликоля или пропиленгликоля, используемым в системах охлаждения двигателей автомобилей или других легких грузовых машин. К стандарту ASTM D 3306 относятся силикатно-карбоксилатные антифризы, имеющие ограниченный срок службы (до 3-х лет). Склонны к образованию незначительного количества осадков. Обладают стандартными антикоррозийными свойствами. Не рекомендуется применять в системах охлаждения двигателей, выпущенных после 2010 года

ASTM D4985

ОЖ на основе МЭГ с низким содержанием силикатов, предназначенные для систем охлаждения тяжело нагруженных двигателей большой мощности. Эффективно защищают от коррозии как минимум до –36,4°C. Требуют ввода SCA присадок (нитриты, молибдаты и др.) для того, чтобы быть пригодными для тяжелых условий эксплуатации.

ASTM D6210.

Стандартная спецификация на гликолевые охлаждающие жидкости, не требующие предварительного ввода SCA присадок.

JIS K 2234

Формально, этому стандарту соответствует любой концентрат антифриза на основе этиленгликоля. Не регламентируется тип присадок, поэтому антифриз данного стандарта может быть как карбоксилатным, так и гибридным или силикатным. Обязателен к исполнению для всех японских производителей авто.

Можно ли смешивать антифризы?

Можно, но только в крайних случаях (например, утечка). После устранения проблем, приведших к доливке другого антифриза, рекомендуется промыть систему охлаждения и залить новую охлаждающую жидкость.

Антифриз или тосол?

Известная всем ОЖ “Тосол” была разработана в институте ГосНИИОХТ в отделе Технологии Органического Синтеза (отсюда и название продукта). “Тосол-АМ” выпускался только на госпредприятиях СССР. После распада Советского Союза “Тосол” начали выпускать многие мелкие предприятия. Однако, под этим именем уже могли выпускаться совершенно другие жидкости.

Тосол является силикатным антифризом, поэтому, возможна его замена на карбоксилатный, гибридный или лобридный антифриз. При этом следует помнить про совместимость антифризов и различных металлов.

Ссылка на основную публикацию
Похожее