Вакуумный усилитель тормозов, или “вакуумник”, обеспечивает безопасность и эффективность тормозной системы автомобиля. Знание его работы и умение проверять и обслуживать этот элемент повышают надежность тормозов и снижают риск аварий. В статье рассмотрим принцип функционирования вакуумного усилителя и дадим советы по его эксплуатации и ремонту, что поможет водителям поддерживать автомобили в исправном состоянии.
Диагностика ВУТ
Проведение самостоятельной диагностики вакуумного усилителя тормозов – это достаточно простая задача, даже для новичка в мире автомобилей, и она состоит из трех основных этапов:
Эксперты подчеркивают важность регулярного обслуживания вакуумного усилителя тормозов, так как его состояние напрямую влияет на безопасность автомобиля. При первых признаках неисправности, таких как затрудненное нажатие на тормоза или посторонние звуки, необходимо провести диагностику. Вакуумный усилитель может подвергаться различным повреждениям, включая утечки вакуума или износ мембраны. Ремонт в большинстве случаев требует замены деталей, что лучше доверить профессионалам. Также рекомендуется периодически проверять соединения и трубопроводы на наличие трещин и коррозии. Правильная эксплуатация и своевременное обслуживание помогут избежать серьезных проблем и продлить срок службы системы торможения.

Первый этап
Запускаем двигатель автомобиля и даем ему поработать на холостых оборотах в течение 5-7 минут. После этого выключаем мотор и полностью выжимаем тормозную педаль, чтобы создать вакуум в усилителе. Затем отпускаем педаль и снова выжимаем ее.
Если возникают проблемы с работой вакуумного усилителя, при повторном нажатии на педаль ее ход будет значительно короче, так как вакуум больше не сможет создаться.
Если второе нажатие на педаль не отличается от первого, это свидетельствует о том, что система функционирует исправно. В противном случае стоит продолжить проверку для получения дополнительных результатов.
| Проблема | Возможная причина | Решение/Проверка |
|---|---|---|
| Слабое торможение | Низкое давление в вакуумном усилителе | Проверить вакуумную трубку на герметичность, проверить работу вакуумного насоса (если есть), проверить мембрану усилителя на повреждения. Замена вакуумного усилителя при необходимости. |
| Гул или свист при торможении | Повреждение мембраны вакуумного усилителя | Проверить мембрану на целостность и герметичность. Замена вакуумного усилителя при необходимости. |
| Педаль тормоза “проваливается” | Утечка вакуума в системе | Проверить вакуумную трубку на герметичность, проверить вакуумный усилитель на утечки. Замена вакуумного усилителя или ремонт трубки при необходимости. |
| Жесткая педаль тормоза | Неисправность вакуумного усилителя | Проверить вакуумную трубку и вакуумный усилитель на герметичность. Проверить работу вакуумного насоса (если есть). Замена вакуумного усилителя при необходимости. |
| Неравномерное торможение | Воздух в тормозной системе | Прокачать тормозную систему. |
| Снижение эффективности торможения со временем | Износ тормозных колодок/дисков | Замена тормозных колодок/дисков. |
| Вибрация педали тормоза | Деформация тормозного диска | Замена или ремонт тормозного диска. |
| Посторонние шумы из вакуумного усилителя | Износ внутренних компонентов | Замена вакуумного усилителя. |
| Отсутствие вакуума | Неисправность вакуумного насоса (если есть) | Проверка и ремонт/замена вакуумного насоса. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о вакуумном усилителе тормозов:
-
Принцип работы: Вакуумный усилитель тормозов использует разницу давления для увеличения силы, приложенной к тормозам. Он работает на основе вакуума, создаваемого в двигателе, который используется для усиления усилия, прикладываемого водителем к тормозной педали. Это позволяет значительно уменьшить усилие, необходимое для торможения, что делает процесс более комфортным и безопасным.
-
Проблемы с вакуумом: Если в системе возникают утечки вакуума или сам усилитель выходит из строя, это может привести к значительному ухудшению тормозной способности автомобиля. Водитель может заметить, что тормозная педаль становится жесткой и требует большего усилия для остановки автомобиля. Регулярная проверка состояния вакуумного усилителя и его соединений может предотвратить такие проблемы.
-
Современные технологии: В последние годы вакуумные усилители тормозов начали заменяться на электрические аналоги, которые не зависят от работы двигателя. Это позволяет улучшить эффективность торможения и снизить вес системы, что особенно важно для электромобилей и гибридов. Однако традиционные вакуумные усилители все еще широко используются в большинстве автомобилей благодаря своей надежности и простоте конструкции.

Второй этап
Когда двигатель автомобиля выключен, необходимо нажать на тормоза 6-8 раз. После этого педаль тормоза следует выжать до упора, и только затем можно заводить двигатель.
Если вакуумный усилитель работает исправно, то при нажатии на педаль, даже если она полностью выжата, она немного опустится еще ниже. Это происходит из-за того, что в системе начинает формироваться вакуум. Мембрана воздействует на щиток, который, в свою очередь, приводит в движение толкатель, связанный с педалью.
Если же педаль не изменяет своего положения, это говорит о том, что вакуум в системе не был создан, что указывает на наличие неисправностей, мешающих нормальному функционированию.
Третий этап
На данном этапе проверяется наличие утечек воздуха в системе.
Для диагностики необходимо запустить двигатель, полностью выжать тормозную педаль, а затем остановить двигатель.
Если педаль тормоза остается в нажатом положении в течение 30 секунд, это свидетельствует о том, что с вакуумным усилителем тормозов все в порядке. Однако если после отпускания педали она начинает возвращаться в исходное положение под действием возвратной пружины, это указывает на увеличение давления в рабочей камере, что говорит о неисправности механизма.

Особенности ремонта и замены ВУТ
При производстве вакуумных усилителей тормозов части их корпуса соединяются с помощью вальцовки. В условиях, отличных от заводских, добиться такого же качества соединения невозможно. Неправильная подгонка и зазоры в местах соединения могут привести к утечкам, что негативно скажется на герметичности системы. Поэтому, если возникла поломка, рекомендуется проводить полную замену детали.
Перед тем как приступить к замене вакуумного усилителя тормозов, важно тщательно осмотреть вакуумный шланг на предмет механических повреждений. Часто причиной неисправностей может быть именно утечка в вакуумной магистрали.
Если вы решили заменить деталь самостоятельно, необходимо хорошо разбираться не только в устройстве вакуумного усилителя, но и в общей конструкции тормозной системы. Усилитель крепится к моторному щиту и соединяется с главным тормозным цилиндром и рычагом педали.
При замене вакуумного усилителя тормозов нет необходимости разбирать тормозной цилиндр, что исключает необходимость прокачки тормозной системы после завершения ремонта.
В целом, конструкция системы достаточно стандартна, поэтому заменить деталь можно по приведенной ниже инструкции на многих моделях автомобилей.
- Отсоедините разъем датчика низкого уровня тормозной жидкости.
- Открутите два болта, крепящие тормозной цилиндр (ключ 17) к корпусу усилителя. Шланги трогать не нужно, достаточно немного отодвинуть цилиндр с бачком в сторону.
- Отсоедините вакуумный шланг от обратного клапана и подключите его к новому усилителю.
- Открутите четыре болта, фиксирующие усилитель к моторному щиту. Рекомендуется использовать удлинитель, удлиненную головку и трещотку для удобства, так как пространство в области педального узла ограничено.
- Отключите разъем датчика включения тормозов.
- Извлеките усилитель вместе с кронштейном и педалью тормоза.
- С помощью пассатижей извлеките стопорную пластинку оси вращения рычага педали.
- Удалите “палец”, который фиксирует толкатель усилителя в рычаге.
- Открутите две гайки, соединяющие корпус усилителя и кронштейн.
Теперь остается установить новый вакуумный усилитель тормозов и собрать все элементы в обратном порядке.
Обратите внимание на плотность и правильность установки уплотнительной прокладки между цилиндром и корпусом, если такая имеется в конструкции.
В некоторых случаях для замены вакуумного усилителя может потребоваться предварительно отсоединить толкатель от рычага в салоне автомобиля. Это можно сделать двумя способами:
- Открутить болт, который соединяет рычаг педали и толкатель.
- Ослабить регулировочную гайку и выкрутить толкатель из крепежного элемента. В этом случае важно помнить, что после замены толкатель нужно установить на то же количество витков. Для этого можно измерить расстояние от края толкателя до регулировочной гайки или просто посчитать количество витков.
Если после замены положение толкателя изменилось, необходимо отрегулировать свободный ход педали тормоза.
Вылет штока — это важный параметр для корректной работы тормозной системы. Он определяет расстояние между регулировочным болтом и буфером штока.
Недостаточный вылет штока может увеличить свободный ход, а слишком большой — привести к подклиниванию определенных контуров.
Вылет штока устанавливается на этапе производства. При замене дополнительная регулировка не требуется, однако, при желании, можно проверить этот параметр. Измерить его можно с помощью штангенциркуля, а нормативное значение узнать из технической документации к вашему автомобилю.
Вакуумный усилитель тормозов значительно облегчает процесс торможения и повышает безопасность в целом.
Регулярно проверяйте, своевременно меняйте и ремонтируйте любые элементы тормозной системы вашего автомобиля, помните, что второго шанса на ремонт может не быть.
Частые неисправности и их причины
Вакуумный усилитель тормозов – это важный компонент тормозной системы автомобиля, который обеспечивает более легкое и эффективное торможение. Однако, как и любое другое устройство, он может подвергаться различным неисправностям. Рассмотрим наиболее распространенные проблемы, с которыми могут столкнуться владельцы автомобилей, а также их возможные причины.
1. Утечка вакуума
Одной из самых распространенных неисправностей вакуумного усилителя является утечка вакуума. Это может происходить из-за повреждений или износа уплотнительных колец, а также трещин в корпусе усилителя. Утечка вакуума приводит к снижению эффективности торможения, так как усилитель не может создать необходимое давление для работы тормозной системы.
2. Повреждение мембраны
Вакуумный усилитель содержит мембрану, которая может со временем изнашиваться или повреждаться. Это может произойти из-за старения материала, воздействия высоких температур или химических веществ. Поврежденная мембрана приводит к снижению вакуума и, как следствие, к ухудшению работы тормозов.
3. Неправильная работа клапана
Вакуумный усилитель также оснащен клапаном, который регулирует поток вакуума. Если клапан заедает или поврежден, это может привести к неправильной работе усилителя. В результате водитель может заметить, что тормоза становятся жесткими или требуют большего усилия для активации.
4. Загрязнение системы
Загрязнение вакуумной системы может также стать причиной неисправностей. Пыль, грязь и другие частицы могут попасть в систему, что приведет к снижению эффективности работы усилителя. Регулярная проверка и очистка системы помогут избежать этой проблемы.
5. Неправильная установка
Если вакуумный усилитель был установлен неправильно, это может вызвать множество проблем. Неправильное подключение вакуумных шлангов или неправильное крепление усилителя могут привести к утечкам и снижению эффективности тормозов. Поэтому важно следовать инструкциям производителя при установке или замене устройства.
6. Износ компонентов
Со временем все механические компоненты подвержены износу. Это касается не только самого вакуумного усилителя, но и связанных с ним частей, таких как тормозные цилиндры и шланги. Регулярная диагностика и замена изношенных компонентов помогут поддерживать тормозную систему в исправном состоянии.
Знание о возможных неисправностях вакуумного усилителя и их причинах поможет владельцам автомобилей своевременно выявлять и устранять проблемы, обеспечивая безопасность на дороге и надежность тормозной системы.
Вопрос-ответ
Как должен работать вакуумный усилитель тормозов?
Вакуумный усилитель работает за счет силы, которая обусловлена разницей давлений на диафрагму вакуумной и атмосферной камер, возникающей при нажатии на педаль тормоза. Когда педаль не нажата, клапан уравнивает давления в этих камерах.
Почему часто ломается вакуумный усилитель тормозов?
ПРИЧИНЫ И ПРИЗНАКИ ВЫХОДА ИЗ СТРОЯ ВАКУУМНОГО УСИЛИТЕЛЯ. Но это не значит, что он не может выйти из строя. Основные причины выхода из строя вакуумного усилителя тормозов и сцепления: неисправность обратного клапана. Основная причина – естественный износ самого клапана и/или его прокладок.
Должен ли вакуумный усилитель шипеть при нажатии на тормоз?
Должен ли шипеть вакуумщик при нажатии на тормоз? В принципе, вакуумный усилитель тормозов может шипеть при работе в исправном состоянии. Насторожиться следует, если это шипение стало сильнее, чем обычно. В этом случае не исключено, что агрегат придется заменить, иначе проблема будет только усугубляться.
Советы
СОВЕТ №1
Регулярно проверяйте состояние вакуумного усилителя тормозов. Обратите внимание на наличие утечек вакуума и повреждений корпуса. Если вы заметили подозрительные звуки или изменения в работе тормозов, не откладывайте диагностику.
СОВЕТ №2
При замене вакуумного усилителя тормозов используйте только качественные запчасти, соответствующие стандартам вашего автомобиля. Это обеспечит надежную работу тормозной системы и повысит безопасность на дороге.
СОВЕТ №3
Не забывайте о регулярной замене тормозной жидкости. Загрязненная или старая жидкость может негативно сказаться на работе вакуумного усилителя и всей тормозной системы. Следите за уровнем жидкости и проводите её замену согласно рекомендациям производителя.
СОВЕТ №4
Если вы не уверены в своих навыках ремонта, лучше обратиться к профессионалам. Неправильная установка или ремонт вакуумного усилителя может привести к серьезным последствиям, поэтому лучше доверить эту работу опытным механикам.

