В холодном климате запуск дизельного двигателя может быть проблематичным, и здесь на помощь приходит предпусковой подогреватель. Этот прибор облегчает запуск в мороз, снижает износ и повышает эффективность работы двигателя. В статье рассмотрим, для чего нужен предпусковой подогреватель, как он работает и возможные варианты его изготовления своими руками. Узнайте все о важном устройстве для вашего дизельного автомобиля.
Назначение
Садиться в теплый автомобиль не только комфортнее, но и безопаснее: руки лучше держатся на руле, а иней на лобовом стекле не мешает обзору. Однако обычного обогревателя в салоне недостаточно для прогрева двигателя. Ранее для этой цели использовали паяльные лампы, но сегодня существует возможность установки предпускового подогревателя для дизельных двигателей, который выполняет несколько важных функций:
- уменьшение нагрузки на двигатель, что помогает избежать его перегрева;
- продление срока службы аккумулятора;
- снижение избыточного расхода топлива;
- обогрев салона.
Такие устройства подходят для всех автомобилей, работающих на углеводородном топливе, но особенно важны для дизельных машин, которые более подвержены негативному влиянию низких температур. При охлаждении в дизельном топливе образуется парафин, что делает его использование невозможным.
Предпусковой подогреватель двигателя для дизельных автомобилей является важным элементом, особенно в условиях низких температур. Эксперты отмечают, что использование таких устройств значительно облегчает запуск двигателя, снижает износ деталей и уменьшает расход топлива. При низких температурах дизельное топливо становится более вязким, что затрудняет его распыление и сгорание. Подогреватель помогает поддерживать оптимальную температуру масла и охлаждающей жидкости, что способствует более эффективной работе двигателя. Кроме того, установка подогревателя может сократить время прогрева автомобиля, что особенно актуально для владельцев грузовых автомобилей и спецтехники. Важно выбирать качественные модели, соответствующие техническим требованиям конкретного автомобиля, чтобы обеспечить надежность и долговечность работы системы.

Разновидности
Подогреватели для топлива и дизельных двигателей сегодня представлены на рынке в широком ассортименте. Такой разнообразный выбор объясняется высоким спросом, так как для большинства регионов России характерен континентальный климат с резкими колебаниями температур. Холодные зимние месяцы создают дополнительные трудности для автолюбителей. Все устройства можно условно классифицировать по тому, что именно они нагревают:
- антифриз или тосол;
- моторное масло в картере;
- топливные фильтры;
- саму топливную магистраль.
Эти приборы могут использовать для нагрева бензин из отдельного бака, дизельное топливо из основного бака или электроэнергию. Наиболее современные модели способны одновременно нагревать как двигатель, так и салон автомобиля. Цены на такие устройства варьируются в зависимости от производителя, функциональных возможностей и технических характеристик, поэтому водителям стоит учитывать и дополнительные затраты на установку.
| Тип предпускового подогревателя | Преимущества | Недостатки | Стоимость (условная) |
|---|---|---|---|
| Жидкостный (с автономным отопителем) | Быстрый прогрев двигателя и салона, работа независимо от сети 220В | Высокая цена, сложность установки, потребление топлива | Высокая |
| Электрический (на 220В) | Низкая цена, простота установки, прогрев двигателя | Медленный прогрев, зависимость от наличия электросети | Низкая |
| Воздушный (на 220В) | Прогрев двигателя и салона, относительно недорогая установка | Медленный прогрев, зависимость от наличия электросети | Средняя |
| Топливный (на дизеле) | Быстрый прогрев двигателя, автономность работы | Высокая цена, сложность установки, потребление топлива | Высокая |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о предпусковых подогревателях для дизельных двигателей:
-
Работа в холодную погоду: Дизельные двигатели имеют свойство “замерзать” при низких температурах из-за высокой вязкости дизельного топлива и проблем с воспламенением. Предпусковые подогреватели помогают разогреть как сам двигатель, так и топливо, что значительно облегчает запуск и снижает износ двигателя в холодное время года.
-
Разнообразие типов: Существуют различные типы предпусковых подогревателей, включая водяные, масляные и электрические. Водяные подогреватели используют охлаждающую жидкость для передачи тепла, в то время как электрические модели могут быть подключены к сети и нагревают двигатель непосредственно. Это разнообразие позволяет выбрать оптимальный вариант в зависимости от условий эксплуатации.
-
Экономия топлива и снижение выбросов: Использование предпускового подогревателя не только облегчает запуск двигателя, но и способствует более эффективному сгоранию топлива. Это приводит к снижению расхода топлива и уменьшению выбросов вредных веществ в атмосферу, что делает такие устройства экологически более чистыми и экономически выгодными в долгосрочной перспективе.

Как они работают?
Каждый предпусковой подогреватель для дизельного двигателя представляет собой комплект, готовый к немедленной установке, который включает в себя:
- котел с интегрированной камерой сгорания;
- радиатор, использующий жидкие теплоносители;
- насос;
- термореле;
- электрический контрольный блок;
- панель управления.
Когда на устройство поступает сигнал, электроэнергия активирует небольшой мотор, который запускает насос. Параллельно начинает работать вентилятор, который распределяет теплый воздух. Топливная смесь подается в испаритель, где она смешивается с воздухом, поступающим извне, и затем направляется в камеру сгорания, где зажигается от искры. Полученное тепло передается на теплообменник, а затем на охлаждающую жидкость, которая циркулирует по системе. Благодаря такому принципу работы двигатель нагревается и подготавливается к запуску всего за несколько десятков минут.
Циркуляция воздуха в салоне начинается при достижении температуры 30 градусов, а когда температура поднимается до 70°C, производительность устройства снижается. Встроенная электроника автоматически регулирует интенсивность работы устройства в зависимости от уровня нагрева. Простые модели нагревателей активируются через панель управления, в то время как более современные можно запускать с помощью пульта дистанционного управления или через смартфон.
Какие модели пользуются спросом?
Современный рынок предлагает широкий ассортимент моделей, объединенных под различными брендами. Рассмотрим несколько из наиболее популярных:
- Автономный подогреватель двигателя для дизельных автомобилей «Теплостар» 14ТС-10, произведенный в России. Он отличается доступной ценой и многофункциональностью, способен работать в экономичном или основном режимах. Обеспечивает высокую теплоотдачу при умеренном потреблении электроэнергии;
- Бинар-5Б Компакт 12В – по всем характеристикам, кроме мощности, схож с предыдущей моделью, но способен нагревать охлаждающую жидкость до 85 градусов;
- Webasto Thermo Top E – электрический подогреватель, предназначенный для легковых автомобилей. Его основные преимущества – простота установки, высокая надежность и небольшой вес. Устройство дополнено двойной защитой от перепадов напряжения;
- Hydronic и две ее версии, разработанные немецкой компанией Eberpacher, различаются по мощности и объему топливного бака. Эти модели прекрасно работают на дизельном топливе, бензине и газе. Hydronic II Comfort можно настроить так, чтобы приоритет нагрева отдавался либо салону, либо двигателю.
Подогреватели для дизельных двигателей различаются по конструкции, поэтому перед покупкой важно убедиться, что выбранная модель будет удобна в использовании. Водители могут установить подогреватель отдельно для топливного фильтра, магистрали подачи топлива, антифриза или всех этих элементов одновременно.

Жидкостные нагреватели и их особенности
Эти устройства устанавливаются в моторном отсеке как легковых, так и грузовых автомобилей. Они являются отличным вариантом для дизельных машин, так как помимо своей основной функции способны поддерживать комфортную температуру в кабине водителя. Именно такие приборы чаще всего применяются в общественном транспорте. Они могут функционировать в различных условиях, однако их использование в непроветриваемых помещениях не допускается.
Прибор состоит из теплообменника, который подключается к системе охлаждения автомобиля, а внутренняя горелка отвечает за сжигание топлива. Необходимая электроэнергия поступает от бортовой сети. В течение 30-60 минут устройство может нагреть двигатель до 70-80 градусов Цельсия, при этом скорость нагрева зависит от температуры окружающей среды. Во время работы устройства также нагревается смазка, что значительно облегчает запуск двигателя.
Электрические нагреватели
Эти устройства представляют собой спираль, которая устанавливается в блок цилиндров и заменяет собой заглушку, находящуюся в этом блоке. Принцип их работы довольно прост: при пропускании электрического тока через спираль происходит нагрев, и выделяемое тепло передается охлаждающей жидкости, что способствует ускорению ее циркуляции. Процесс нагрева занимает больше времени, и большинство моделей функционируют только при подключении к электросети. Однако стоимость самого устройства значительно ниже.
Когда достигается необходимая температура в соответствии с заданным пользователем диапазоном, прибор переходит в режим ожидания. Как только датчики фиксируют, что температура устройства начинает снижаться, они автоматически включают его снова для достижения заданного результата.
Подогреватели топлива
Хотя подогреватели для дизельного топлива предназначены для той же цели, что и аналогичные устройства, они функционируют по уникальному принципу. Их основная задача заключается в предотвращении образования парафинов, возникающих при охлаждении топливной смеси, что может помешать запуску даже прогретого двигателя. Эти устройства могут быть установлены на любые типы автомобилей, и благодаря простоте конструкции их можно установить самостоятельно, если у вас есть базовые знания в области автомеханики. Данные приборы предлагают следующие преимущества:
- эффективный подогрев топлива;
- ускоренный запуск двигателя даже при температурах до -40°C;
- возможность избежать использования дорогих добавок;
- снижение расхода топлива.
Устройство может осуществлять подогрев как маршевым, так и предпусковым способом. Первый метод улучшает проходимость фильтров, в то время как второй обеспечивает свободное движение топлива по системе.
Можно ли сделать нагревающий прибор самостоятельно?
Часто водители стремятся самостоятельно решить проблемы с запуском автомобиля в холодное время года, не прибегая к готовым решениям. При наличии определенных знаний можно организовать обогрев топливозаборников, фильтров и самого двигателя с помощью самодельных устройств. Хотя такой подход несет в себе определенные риски, он также позволяет сэкономить средства. Автолюбители успешно применяют несколько методов:
- Опустить в бак лампу накаливания мощностью 50 Ватт. В рабочем состоянии она будет генерировать достаточное количество тепла для растворения кристаллизовавшихся парафинов;
- Создать устройство, напоминающее нагревательную спираль.
Для реализации второго метода на корпусе топливозаборника необходимо сделать небольшие отверстия. Прибор оснащается кнопкой включения, а оловянная проволока проходит через эти отверстия, формируя нагреватель. Свободные концы проволоки подключаются к источнику питания. Важно использовать предохранитель, чтобы избежать перегрузки.
Создание подогревателя для топливного фильтра дизельного двигателя с использованием топлива в качестве источника тепла является более сложной задачей. Только опытный специалист с глубокими знаниями в области автомеханики сможет понять принципы его работы и осуществить монтаж с нуля. Если эту задачу возьмет на себя новичок, ваша безопасность окажется под угрозой. Неправильно сконструированное устройство может привести к серьезным последствиям, включая риск возгорания топлива в системе двигателя.
Преимущества и недостатки использования предпускового подогревателя
Предпусковые подогреватели двигателей дизельных автомобилей становятся все более популярными, особенно в регионах с холодным климатом. Они обеспечивают множество преимуществ, но также имеют и свои недостатки. Рассмотрим их подробнее.
Преимущества
- Улучшение запуска двигателя: В холодную погоду дизельные двигатели могут испытывать трудности с запуском из-за высокой вязкости масла и низкой температуры топлива. Подогреватель помогает разогреть двигатель и топливо, что значительно облегчает запуск.
- Снижение износа двигателя: Запуск холодного двигателя приводит к увеличенному износу деталей. Предпусковой подогреватель позволяет избежать резких температурных изменений, что способствует более плавной работе двигателя и снижению износа.
- Экономия топлива: При использовании подогревателя двигатель быстрее достигает рабочей температуры, что позволяет сократить расход топлива в первые минуты работы, когда двигатель еще не прогрет.
- Комфорт для водителя: С подогревателем водитель может начать поездку в теплой кабине, что особенно важно в холодное время года. Это создает более комфортные условия для управления автомобилем.
- Уменьшение выбросов: Прогретый двигатель работает более эффективно и с меньшими выбросами вредных веществ, что положительно сказывается на экологии.
Недостатки
- Стоимость установки: Предпусковые подогреватели могут быть достаточно дорогими как в покупке, так и в установке. Это может стать значительной статьей расходов для владельцев автомобилей.
- Необходимость в электроэнергии: Большинство подогревателей требуют подключения к электросети, что может быть проблематично в условиях отсутствия электричества, например, на парковках или в удаленных районах.
- Требования к обслуживанию: Подогреватели требуют регулярного обслуживания и проверки, чтобы гарантировать их надежную работу. Это может потребовать дополнительных затрат и времени.
- Ограниченная эффективность: В некоторых случаях, особенно при экстремально низких температурах, подогреватель может не обеспечить достаточного прогрева двигателя, что может привести к проблемам с запуском.
- Потенциальные проблемы с системой охлаждения: Неправильная установка или использование подогревателя может привести к утечкам или другим проблемам в системе охлаждения двигателя.
Таким образом, использование предпускового подогревателя для дизельного двигателя имеет свои плюсы и минусы. Важно тщательно взвесить все аспекты перед принятием решения о его установке, учитывая климатические условия, частоту использования автомобиля и бюджет.
Вопрос-ответ
Как работает предпусковой подогреватель на дизеле?
Подкачивающий насос заставляет жидкость передвигаться по контуру охлаждения, в который включен и предпусковой подогреватель. В процессе циркуляции тепло от жидкости передается корпусу двигателя. После того, как охлаждающая жидкость нагреется до 30 градусов, включается вентилятор радиатора.
Можно ли оставлять машину на подогреве на ночь?
Большинство источников утверждают, что вполне безопасно оставлять подогреватель включенным надолго, даже на всю ночь. В этом есть смысл, ведь подогрев спасает АКБ от переохлаждения и потери заряда, а в салоне меньше образуется сырость.
При какой температуре включать предпусковой подогреватель?
Штатный догреватель включается автоматически во время работы двигателя при уличной температуре ниже +5 градусов Цельсия. Работа догревателя продолжается до того момента, как жидкость прогреется до +75 градусов.
Какой подогреватель поставить на дизельный двигатель?
Самыми популярными и наиболее часто устанавливаемыми на дизельные двигатели подогревателями являются приборы марки Webasto. Одной из моделей является Webasto Thermo Top Evo, которую монтируют на легковые автомобили. Особенностью данного прибора является то, что устанавливать его можно и на специальную технику.
Советы
СОВЕТ №1
Перед установкой предпускового подогревателя убедитесь, что он совместим с вашим дизельным двигателем. Изучите технические характеристики и рекомендации производителя, чтобы избежать проблем с установкой и эксплуатацией.
СОВЕТ №2
Регулярно проверяйте состояние подогревателя и его компонентов. Обратите внимание на наличие утечек, повреждений или коррозии, чтобы обеспечить надежную работу устройства в холодное время года.
СОВЕТ №3
Используйте подогреватель в соответствии с рекомендациями по времени работы. Не перегревайте двигатель, так как это может привести к его повреждению. Обычно достаточно 1-2 часов перед запуском в сильные морозы.
СОВЕТ №4
Обратите внимание на систему управления подогревателем. Современные модели могут быть оснащены таймерами или дистанционным управлением, что позволяет заранее подготовить двигатель к запуску, не выходя из дома.


