Каждый водитель может столкнуться с ситуацией, когда при повороте ключа машина не реагирует. Одна из причин – неисправность втягивающего реле стартера. Это устройство критично для запуска двигателя, и его поломка может вызвать серьезные проблемы. В статье мы рассмотрим устройство и принцип работы втягивающего реле, а также методы диагностики и ремонта. Это поможет вам лучше понять работу автомобиля и самостоятельно справиться с неисправностями.
Конструкция и принцип работы
Визуально реле выглядит как небольшая деталь цилиндрической формы, размером чуть больше ладони. В каждом автомобиле производители устанавливают свои реле, которые могут иметь определенные конструктивные отличия. В целом, в этой детали можно выделить несколько ключевых компонентов:
- корпус с контактами;
- специальный контактный диск;
- втягивающий магнит с сердечником;
- обмотка и возвратные пружины.
Основная часть реле представляет собой цилиндрическую катушку, которая образует электрический магнит. Внутри нее находится якорь, на который намотаны витки удерживающей катушки. По бокам якоря расположены два штока. Один из них предназначен для толкания вилки стартера, а другой, находящийся с противоположной стороны, оснащен контактным диском реле стартера. Корпус детали выполнен в виде чашки из диэлектрического материала и имеет два контакта. Обычно между контактами реле имеется бортик, который предотвращает короткое замыкание.
Реле крепится к корпусу стартера, поэтому для его демонтажа необходимо также снять стартер. Принцип работы втягивающего реле можно описать следующим образом:
- Вставив ключ в замок зажигания, водитель замыкает реле стартера.
- Это приводит к подаче напряжения от аккумулятора на втягивающую обмотку.
- Под воздействием магнитного поля сердечник перемещается внутрь обмотки.
- Движение сердечника выполняет две основные функции: во-первых, он сдвигает обгонную муфту с помощью вилки, соединяя шестеренки стартера и венец маховика, а во-вторых, замыкает контакты втягивающего реле.
Таким образом, якорь мгновенно соединяет маховик со стартером и подключается к аккумулятору. На стартер поступает энергия, которая приводит его в действие. В результате этого двигатель автомобиля запускается всего за несколько секунд.
После активации стартера происходит отключение втягивающей катушки и одновременное включение удерживающей, которая фиксирует сердечник в крайнем положении. Это необходимо для снижения потребляемой мощности элемента. После запуска двигателя ток перестает поступать на обмотку тягового реле. Пружина активирует вилку, и конструкция возвращается в исходное состояние. Происходит отсоединение от маховика и контактов аккумулятора. В дальнейшем реле не выполняет никаких функций до следующего запуска автомобиля. Теперь вы знакомы с устройством втягивающего реле стартера.
Втягивающее реле стартера является ключевым элементом системы запуска автомобиля. Оно отвечает за соединение аккумулятора с стартером, обеспечивая его работу. Устройство состоит из катушки, якоря и контактов. При подаче напряжения на катушку создается магнитное поле, которое втягивает якорь, замыкая контакты и позволяя току поступать к стартеру.
Эксперты отмечают, что диагностика втягивающего реле включает проверку его целостности и работоспособности. Часто причиной неисправности становятся окисление контактов или повреждение катушки. Для ремонта может потребоваться замена реле или очистка контактов. Важно также учитывать, что проблемы с реле могут быть связаны с другими компонентами системы запуска, такими как аккумулятор или стартер. Регулярная проверка и обслуживание этих элементов помогут избежать серьезных поломок и продлить срок службы автомобиля.

Функции механизма
Перед тем как обсудить функции, важно уточнить, о каком именно реле идет речь. В автомобиле существует реле стартера, которое отвечает за запуск двигателя и располагается в подкапотном пространстве. Второе — это тяговое реле, о котором мы будем говорить далее. К его основным функциям относятся:
- синхронизация цепей стартера;
- распределение энергии между электромагнитным реле и электромотором стартера;
- соединение зубьев венца маховика с шестернями бендикса и их разъединение при запуске двигателя.
Первые втягивающие реле стартера начали устанавливать на автомобили в начале 20 века. Для запуска мотора необходимо принудительно вращать коленчатый вал до тех пор, пока в камере не произойдет воспламенение топливной смеси. Если двигатель не имеет серьезных повреждений, этот процесс занимает не более нескольких секунд благодаря втягивающему реле.
| Компонент/Характеристика | Функция/Описание | Диагностика/Проверка |
|---|---|---|
| Втягивающее реле (соленоид) | Обеспечивает замыкание силовых контактов, подавая питание на обмотку стартера. | Проверка напряжения на клеммах при включении зажигания (должно быть 12В). Проверка срабатывания при подаче 12В напрямую на втягивающее. Проверка сопротивления обмоток. Визуальный осмотр на наличие повреждений. |
| Силовые контакты | Замыкают цепь питания стартера. | Проверка на наличие замыкания/обрыва с помощью мультиметра. Визуальный осмотр на наличие подгорания или механического повреждения. |
| Обмотка втягивания | При подаче напряжения создает электромагнитное поле, перемещающее якорь и замыкающее силовые контакты. | Проверка сопротивления обмотки мультиметром. |
| Обмотка удержания | Удерживает якорь в замкнутом положении, пока стартер работает. | Проверка сопротивления обмотки мультиметром. |
| Якорь | Механическая часть, перемещающаяся под действием электромагнитного поля. | Визуальный осмотр на наличие повреждений, заеданий. Проверка свободного хода. |
| Зубчатое колесо (бендикс) | Соединяет стартер с маховиком двигателя. | Проверка свободного вращения и зацепления с маховиком. Визуальный осмотр на наличие повреждений, износа. |
| Клеммы | Подключение к бортовой сети и стартеру. | Проверка на наличие окисления, надежности контакта. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о втягивающем реле стартера:
-
Принцип работы: Втягивающее реле стартера работает на основе электромагнитного принципа. Когда водитель поворачивает ключ зажигания, на реле подается напряжение, что вызывает магнитное поле, втягивающее якорь. Это движение замыкает контакты, подавая ток на стартер, и одновременно перемещает шестерню стартера в зацепление с маховиком двигателя.
-
Диагностика неисправностей: Одним из распространенных симптомов неисправности втягивающего реле является щелчок при попытке запустить двигатель, но отсутствие вращения стартера. Это может указывать на проблемы с самим реле, проводкой или аккумулятором. Для диагностики можно использовать мультиметр для проверки напряжения на реле и целостности проводов.
-
Ремонт и замена: В большинстве случаев втягивающее реле не подлежит ремонту и требует замены. Однако перед заменой важно проверить все соединения и состояние аккумулятора, так как проблемы с питанием могут имитировать неисправность реле. Замена реле обычно занимает немного времени и может быть выполнена без специального оборудования.

Диагностика детали
Если ваш автомобиль не запускается, стоит обратить внимание на несколько ключевых элементов. В первую очередь, рекомендуем проверить:
- Аккумулятор. Убедитесь, что он функционирует исправно, крепления надежны, а на клеммах нет окислов.
- Электропроводку. Она должна быть надежно соединена с стартером с помощью гаек. При обнаружении коррозии обязательно удалите ее.
Если с этими компонентами все в порядке, следующим шагом будет проверка втягивающего реле стартера. Опытные автомобилисты могут определить его работоспособность по звуку, не разбирая машину. Однако существуют и другие методы, которые требуют демонтажа детали. Основных подхода два.
При срабатывании втягивающего реле вы услышите характерный щелчок, который создается смещающимся сердечником. Если щелчка нет, значит, якорь не движется. Бывают случаи, когда реле щелкает, но стартер не вращается. Обычно это происходит из-за сгоревших контактов.
Новичкам для проверки «по щелчку» стоит снять стартер, так как из-за хорошей шумоизоляции нужный звук может быть не слышен. Для этого от аккумулятора (клемма «+») подсоедините провод к соответствующему выводу реле. Аналогично подключите минус и проверьте работоспособность реле.
Если реле сработало, но вы услышали легкое дребезжание, проблема может быть в обмотках. Для диагностики потребуется снять втягивающее реле и воспользоваться мультиметром:
- Установите прибор в режим измерения сопротивления. Измерьте сопротивление между обмотками и массой, предварительно сняв пружину и сердечник. Показатель должен находиться в диапазоне 1…3 Ом.
- Установите сердечник с пружиной обратно. Замкните контакты и снова выполните замер. Мультиметр должен показать значения 3…5 Ом. Эти цифры могут немного варьироваться в зависимости от модели реле. Если показатели ниже указанных, значит, обмотка неисправна.
Это основные способы проверки втягивающего реле стартера в домашних условиях.
Ремонт устройства
При выполнении замены или ремонта втягивающего реле первоочередной задачей является снятие стартера. Он фиксируется с помощью 2 или 3 болтов, которые обычно не вызывают трудностей при откручивании. Основная сложность заключается в том, что на современных иномарках стартер часто располагается глубоко в подкапотном пространстве, что требует демонтажа других компонентов для доступа к нему. В некоторых случаях может потребоваться поддержка двигателя. Если вы столкнулись с подобной ситуацией и не можете добраться до стартера и реле, лучше обратиться в автосервис.
После того как стартер будет извлечен, можно перейти к замене реле. Втягивающие реле бывают двух типов: разборные и неразборные. Неразборные реле отремонтировать невозможно, поэтому в этом случае вам придется приобрести новый элемент. Замена сердечника обычно выполняется по следующему алгоритму:
- Отключите клеммы от аккумулятора.
- Снимите механизм и очистите его от масла и загрязнений.
- Открутите гайку щеточной системы.
- Снимите контакт с болта.
- Уберите стяжные винты, соединенные с массой, и гайки с торца.
- Замените сердечник.
- Соберите конструкцию в обратном порядке.
- Проверьте работоспособность реле.
Если у вас разборное реле, его можно отремонтировать. Для этого подготовьте отвертку, паяльник с канифолью и олово. Затем выполните следующие действия:
- Открутите крепежные винты на корпусе.
- При необходимости отпаяйте концы обмотки.
- Сняв защитную крышку, замените контакты или отшлифуйте их, если они подгорели.
- Соберите устройство и установите его обратно над стартером.
- Установите стартер вместе с реле.
Эта процедура не представляет особых трудностей, поэтому вы можете попробовать выполнить ее самостоятельно, не тратя деньги на услуги автосервиса. Обязательно пометьте клеммы, чтобы избежать путаницы при сборке. Также не забудьте провести обезжиривание контактов.

Типы втягивающих реле
При приобретении новой детали важно внимательно ознакомиться с ассортиментом доступной продукции. Водители могут выбрать один из нескольких типов реле на рынке:
- для стандартных стартеров «Жигули» 2101-2106 («классика»);
- для обычных стартеров Lada 2108-21099;
- для редукторных стартеров всех моделей АвтоВАЗа;
- для редукторных стартеров AZD.
Производством этих товаров занимаются несколько крупных заводов:
- Завод имени Тарасова (ЗиТ), продукция под брендами «КАТЭК» и «КЗАТЭ»;
- Борисовский завод («БАТЭ»);
- Российская компания «Кедр»;
- Dynamo AD (Болгария);
- Iskra (совместное белорусско-словенское предприятие).
Рекомендуется устанавливать реле, аналогичное тому, которое использовалось ранее на вашем автомобиле (или совместимое). При замене сердечника следует быть внимательным, так как несовместимый якорь может не подойти по размеру.
Теперь у вас есть вся необходимая информация о конструкции и работе втягивающего реле. Диагностика и замена в условиях гаража вполне осуществимы, однако многое зависит от конструкции автомобиля и расположения стартера.
Советы по выбору и замене втягивающего реле
При выборе и замене втягивающего реле стартера важно учитывать несколько ключевых факторов, чтобы обеспечить надежную работу системы запуска вашего автомобиля.
1. Совместимость с автомобилем: Перед покупкой нового втягивающего реле убедитесь, что оно совместимо с моделью вашего автомобиля. Проверьте информацию в руководстве пользователя или обратитесь к специалистам в магазине автозапчастей. Неправильный выбор может привести к неэффективной работе стартера или даже к его повреждению.
2. Качество и производитель: Выбирайте реле от известных и проверенных производителей. Качественные детали обычно имеют более длительный срок службы и лучше справляются с нагрузками. Изучите отзывы и рейтинги, чтобы избежать покупки низкокачественных запчастей.
3. Проверка состояния старого реле: Прежде чем заменить втягивающее реле, проведите диагностику старого устройства. Иногда проблема может заключаться не в самом реле, а в других компонентах системы запуска, таких как аккумулятор или проводка. Убедитесь, что все соединения надежны и нет коррозии.
4. Установка: При установке нового втягивающего реле следуйте инструкциям производителя. Убедитесь, что все соединения выполнены правильно и надежно затянуты. Неправильная установка может привести к повторным поломкам и дополнительным затратам на ремонт.
5. Тестирование: После замены реле обязательно проведите тестирование системы запуска. Убедитесь, что стартер работает корректно и запускает двигатель без задержек. Если возникают проблемы, возможно, потребуется повторная диагностика.
6. Профилактика: Регулярно проверяйте состояние втягивающего реле и других компонентов системы запуска. Профилактические меры помогут избежать неожиданных поломок и продлить срок службы автомобиля.
Следуя этим советам, вы сможете выбрать и заменить втягивающее реле стартера с минимальными рисками и максимальной эффективностью, что обеспечит надежную работу вашего автомобиля в любых условиях.
Вопрос-ответ
Какова основная функция втягивающего реле стартера?
Основная функция втягивающего реле стартера заключается в замыкании цепи питания стартера, что позволяет ему начать вращение и запуск двигателя. Когда водитель поворачивает ключ зажигания, реле активируется, подавая ток на стартер, который, в свою очередь, начинает вращать коленчатый вал двигателя.
Какие симптомы указывают на неисправность втягивающего реле стартера?
Симптомы неисправности втягивающего реле стартера могут включать отсутствие реакции стартера при повороте ключа зажигания, щелчки реле без запуска двигателя, а также периодические проблемы с запуском, когда стартер работает неравномерно или не запускает двигатель вовсе.
Как можно диагностировать втягивающее реле стартера?
Диагностика втягивающего реле стартера может быть выполнена с помощью мультиметра для проверки наличия напряжения на входе и выходе реле. Также можно проверить целостность обмоток реле и его механическую подвижность, а в случае необходимости — заменить реле на новое для устранения проблемы.
Советы
СОВЕТ №1
Перед началом диагностики или ремонта втягивающего реле стартера обязательно отключите аккумулятор. Это поможет избежать короткого замыкания и защитит вас от электрического удара.
СОВЕТ №2
При проверке втягивающего реле используйте мультиметр для измерения сопротивления. Это поможет точно определить, работает ли реле должным образом или требует замены.
СОВЕТ №3
Регулярно проверяйте состояние проводов и соединений, связанных с втягивающим реле. Коррозия или повреждения могут привести к сбоям в работе стартера, поэтому их устранение может значительно повысить надежность системы.
СОВЕТ №4
Если вы заметили, что стартер не срабатывает, но втягивающее реле щелкает, это может указывать на проблемы с аккумулятором или самим стартером. Проверьте эти компоненты, прежде чем менять реле.


