В статье рассмотрим процесс прокачки гидроусилителя руля (ГУР) в автомобиле. Эта процедура важна для поддержания работоспособности и безопасности. Прокачка ГУР необходима при попадании воздуха в систему, что ухудшает управление и увеличивает износ компонентов. Объясним, как правильно выполнить эту процедуру для надежной работы гидроусилителя и продления срока службы автомобиля.
Признаки неисправностей в ГУР
Перед тем как улучшить работу гидроусилителя руля, важно провести диагностику оборудования на наличие возможных неисправностей. Признаки, указывающие на проблемы, могут включать в себя следующие моменты:
- Во время движения автомобиля слышен громкий шум, исходящий из области системы ГУР и её насоса;
- Давление на рулевом колесе значительно увеличивается, что затрудняет его поворот при управлении;
- Рабочая жидкость может протекать из системы гидроусилителя;
- На поверхности жидкости в расширительном бачке образуется толстый слой пены;
- При движении автомобиля могут происходить неожиданные повороты руля в разные стороны.
Эксперты в области автомобильной техники отмечают, что прокачка гидроусилителя руля (ГУР) является важной процедурой для поддержания работоспособности системы управления автомобилем. Правильная прокачка позволяет избежать проблем с управляемостью и снижает риск перегрева насоса. Специалисты рекомендуют проводить эту процедуру при замене жидкости или после ремонта системы. Важно следить за уровнем жидкости и состоянием шлангов, так как воздух, попадающий в систему, может привести к образованию пузырьков, что негативно сказывается на работе ГУР. Регулярная проверка и прокачка системы обеспечивают не только комфортное вождение, но и увеличивают срок службы компонентов. Таким образом, внимание к прокачке ГУР является залогом надежности и безопасности автомобиля.

Как прокачать ГУР?
При выполнении прокачки гидроусилителя руля (ГУР) автомобиля важно строго следовать установленным правилам:
- В первую очередь, поднимите автомобиль, используя подъемники или вывесив передние колеса.
- Если требуется, выполните полный слив старой жидкости из расширительного бака. Для этого снимите возвратный шланг, закройте его заглушкой, чтобы избежать пролива, и подключите шланг к освобожденному крану, направив его в подготовленную емкость для слива.
- Опытные мастера советуют использовать шприц для слива основной части жидкости, перекачивая её в обычную бутылку — это более удобно.
- Когда в расширительном баке останется совсем немного жидкости, переходите к следующему этапу — заполните бак новой рабочей жидкостью до краев.
- Прокручивайте рулевое колесо из стороны в сторону до упора несколько раз, позволяя старой жидкости полностью вытечь через шланг. Важно следить за уровнем жидкости в баке, чтобы избежать попадания воздуха.
- Если уровень жидкости начнет снижаться, долейте её.
- Далее запустите двигатель на несколько секунд, затем выключите его. Это поможет распределить гидравлическую жидкость по системе.
- Добавьте жидкость в бак до отметки MAX и повторите запуск двигателя. Этот цикл следует выполнить около пяти раз.
- Прекратите прокачку, когда сливная бутылка перестанет заполняться воздухом, поступающим из возвратного шланга. Это будет свидетельствовать о том, что бак заполняется новой чистой жидкостью.
- Установите возвратный шланг на место.
- Наполните расширительный бак до отметки MAX и снова запустите двигатель.
- Для завершения прокачки рулевое колесо нужно медленно прокрутить от одного упора до другого пять раз, делая паузы по несколько секунд. Это позволит воздуху выйти из системы в расширительный бак. Также следите за тем, чтобы не возникало посторонних шумов.
- Если на поверхности жидкости в бачке не образуются пена и пузырьки воздуха, можно завершить процедуру.
- После завершения прокачки плотно закройте крышку расширительного бака.
| Проблема с ГУР | Причина | Решение |
|---|---|---|
| Тяжелый руль | Низкий уровень жидкости ГУР | Долить жидкость ГУР до необходимого уровня. |
| Тяжелый руль | Утечка жидкости ГУР | Определить место утечки и устранить её (замена шлангов, сальников, уплотнений). |
| Тяжелый руль | Неисправность насоса ГУР | Ремонт или замена насоса ГУР. |
| Стук в рулевом управлении | Износ рулевых тяг | Замена рулевых тяг. |
| Стук в рулевом управлении | Износ наконечников рулевых тяг | Замена наконечников рулевых тяг. |
| Вибрация руля | Несбалансированные колеса | Балансировка колес. |
| Вибрация руля | Износ рулевых наконечников | Замена рулевых наконечников. |
| Скрип при повороте руля | Недостаток жидкости ГУР | Долить жидкость ГУР. |
| Скрип при повороте руля | Износ ремня привода насоса ГУР | Замена ремня. |
| Подтекание жидкости ГУР | Повреждение шлангов или сальников | Замена поврежденных шлангов или сальников. |
| Не работает ГУР | Перегоревший предохранитель | Замена предохранителя. |
| Не работает ГУР | Неисправность насоса ГУР | Ремонт или замена насоса ГУР. |
| Не работает ГУР | Неисправность электронного блока управления (для электроусилителей) | Диагностика и ремонт/замена блока управления. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о прокачке гидроусилителя руля (ГУР) в автомобиле:
-
Улучшение отзывчивости: Прокачка ГУР помогает удалить воздух из системы, что значительно улучшает отзывчивость рулевого управления. Воздушные пузырьки могут вызывать “пустоты” в управлении, что делает вождение менее комфортным и безопасным.
-
Снижение износа компонентов: Правильная прокачка ГУР способствует более равномерному распределению жидкости по системе, что уменьшает трение и износ насосов и других компонентов. Это может продлить срок службы системы и снизить вероятность поломок.
-
Влияние на производительность: В некоторых спортивных автомобилях и гоночных машинах прокачка ГУР может быть частью настройки подвески и рулевого управления. Оптимизация работы ГУР позволяет добиться более точного управления на высоких скоростях, что критично для гонок и трековых мероприятий.

Рекомендации по дальнейшей эксплуатации
Прокачка гидроусилителя руля является важной процедурой для восстановления функциональности автомобиля.
Чтобы сохранить достигнутый результат на длительный срок, необходимо придерживаться нескольких простых рекомендаций:
- Используйте качественную рабочую жидкость, рекомендованную производителем автомобиля;
- Регулярно меняйте гидравлическую жидкость в системе ГУР;
- При проведении прокачки строго следуйте инструкции;
- Постоянно проверяйте состояние и работу пыльника рулевой рейки, очищая его от грязи и пыли.
Прокачка ГУР – это ключевая процедура, необходимая для обеспечения нормальной работы автомобиля и поддержания системы в хорошем состоянии. Не стоит игнорировать ее выполнение, так как это может привести к различным поломкам, требующим серьезного ремонта.
Частые ошибки при прокачке ГУР
Прокачка гидроусилителя руля (ГУР) — это важная процедура, которая позволяет обеспечить правильную работу системы и избежать различных проблем, связанных с недостатком жидкости или воздухом в системе. Однако, несмотря на кажущуюся простоту, многие автолюбители допускают ошибки, которые могут привести к серьезным последствиям. Рассмотрим наиболее распространенные из них.
1. Неправильный выбор жидкости для ГУР
Одной из самых распространенных ошибок является использование неподходящей жидкости для гидроусилителя. Каждый производитель автомобиля рекомендует определенный тип жидкости, который соответствует требованиям системы. Использование жидкости, не соответствующей спецификациям, может привести к ухудшению работы ГУР и даже к его поломке.
2. Игнорирование уровня жидкости
Перед началом прокачки необходимо проверить уровень жидкости в бачке ГУР. Если уровень слишком низкий, это может привести к попаданию воздуха в систему, что усложнит процесс прокачки. Рекомендуется долить жидкость до необходимого уровня перед началом работы.
3. Неправильная последовательность действий
Прокачка ГУР требует соблюдения определенной последовательности действий. Неправильное выполнение шагов может привести к тому, что система не будет полностью очищена от воздуха. Обычно процесс включает в себя поворот руля в крайние положения, удержание его в этих положениях на несколько секунд и повторение этого процесса несколько раз.
4. Пропуск проверки на наличие утечек
После завершения прокачки важно проверить систему на наличие утечек. Игнорирование этого шага может привести к тому, что в системе снова появится воздух, и придется повторять всю процедуру. Утечки могут возникать из-за поврежденных шлангов или соединений, поэтому их следует тщательно осмотреть.
5. Неправильное давление в системе
Некоторые автолюбители не обращают внимания на давление в системе ГУР. Неправильное давление может привести к неэффективной работе усилителя и повышенному износу компонентов. Рекомендуется использовать манометр для проверки давления и, при необходимости, регулировать его.
6. Прокачка без предварительной подготовки
Прокачка ГУР без предварительной подготовки может привести к неэффективному результату. Важно убедиться, что все инструменты под рукой, а также что автомобиль находится на ровной поверхности. Это поможет избежать дополнительных проблем во время работы.
7. Игнорирование рекомендаций производителя
Каждый производитель автомобиля предоставляет рекомендации по обслуживанию системы ГУР. Игнорирование этих рекомендаций может привести к неправильной прокачке и, как следствие, к поломке системы. Всегда стоит обращаться к руководству пользователя или консультироваться с профессионалами.
Избегая этих распространенных ошибок, вы сможете обеспечить правильную работу гидроусилителя руля и продлить срок службы системы. Прокачка ГУР — это не только важная процедура, но и залог безопасности на дороге.

Вопрос-ответ
Что будет, если не прокачать ГУР?
Кроме этого, при эксплуатации машины без участия ГУР вся нагрузка ложится на рулевой вал и все его компоненты, что сильно увеличивает его износ. Результатом может стать разрешение шлицевых соединений, и руль проворачивается, поскольку управление не рассчитано на подобные нагрузки.
Сколько стоит прокачать ГУР?
Прокачка ГУР от 2200 рублей.
Советы
СОВЕТ №1
Перед началом прокачки ГУР (гидроусилителя руля) обязательно проверьте уровень жидкости в системе. Низкий уровень может привести к повреждению насоса и ухудшению работы рулевого управления. Если уровень жидкости ниже нормы, долейте рекомендованную производителем жидкость.
СОВЕТ №2
Регулярно проверяйте состояние шлангов и соединений системы ГУР. Износ или повреждение шлангов может привести к утечкам жидкости, что негативно скажется на работе усилителя. При обнаружении трещин или протечек замените поврежденные элементы.
СОВЕТ №3
При прокачке ГУР используйте метод “поворота в крайние положения”. Поворачивайте рулевое колесо до упора в обе стороны несколько раз, чтобы удалить воздух из системы. Это поможет улучшить работу ГУР и предотвратить появление стуков и шумов.
СОВЕТ №4
Не забывайте о регулярной замене жидкости ГУР. Со временем жидкость теряет свои свойства, что может привести к ухудшению работы системы. Рекомендуется менять жидкость каждые 40-60 тысяч километров пробега или согласно рекомендациям производителя вашего автомобиля.
