Зарядка аккумулятора автомобиля — важная процедура, особенно зимой, когда надежность электрики критична. Многие автовладельцы сталкиваются с проблемой закипания электролита во время зарядки, что вызывает вопросы о безопасности процесса. В этой статье рассмотрим причины закипания электролита и предложим рекомендации по безопасной зарядке аккумулятора, чтобы избежать неприятных ситуаций и продлить срок службы вашего автомобиля.
Кипение электролита: нормально или нет?
Кипение аккумулятора может быть как обычным явлением, так и причиной для беспокойства. Когда это считается нормальным? Если процесс зарядки аккумулятора близок к завершению, то кипение электролита является вполне естественным. В случае, когда зарядка осуществляется с использованием электрического тока, достаточно немного снизить его силу, чтобы уменьшить уровень шума.
Однако, если электролит начинает закипать сразу после подключения к зарядному устройству, это может указывать на серьезные проблемы с аккумулятором, которые могут привести к его поломке.
При зарядке аккумулятора, если наблюдается кипение электролита, эксперты рекомендуют обратить внимание на несколько факторов. Во-первых, это может быть признаком перегрева, что часто связано с неправильным режимом зарядки или использованием неподходящего зарядного устройства. Важно проверить, соответствует ли напряжение и ток зарядки характеристикам аккумулятора. Во-вторых, кипение может указывать на износ аккумулятора или его внутренние повреждения, что требует немедленной диагностики. Специалисты советуют не игнорировать этот симптом, так как это может привести к утечке электролита и даже к взрыву. В случае постоянного кипения лучше обратиться к профессионалам для проверки состояния аккумулятора и, при необходимости, его замены.

Почему кипит аккумулятор
Аккумулятор – это довольно простое устройство, однако оно обладает своими уникальными характеристиками. Электрический ток в аккумуляторе генерируется благодаря металлическим (свинцовым) пластинам, которые должны быть полностью погружены в электролит. Этот электролит состоит на 35% из концентрированной серной кислоты и на оставшуюся часть – из дистиллированной воды.
Во время зарядки происходит химическая реакция, в результате которой образуются пары водорода и азота. Именно образование этих газовых пузырьков и их лопание создают звук, напоминающий кипение. Обычно этот звук возникает на завершающем этапе зарядки, когда среда почти полностью насыщена заряженными частицами.
СПРАВКА. Звук кипения аккумулятора – это результат лопающихся пузырьков газа, которые выделяются при высокой химической активности веществ в электролите.
| Причина кипения электролита | Возможные последствия | Действия |
|---|---|---|
| Зарядка слишком высоким током | Перегрев, вздутие, деформация батареи, утечка электролита, выход из строя аккумулятора | Снизить зарядный ток, использовать зарядное устройство с автоматическим управлением, проверить исправность зарядного устройства |
| Зарядка неисправным зарядным устройством | Те же, что и при зарядке слишком высоким током, а также возгорание | Немедленно прекратить зарядку, заменить зарядное устройство |
| Высокая температура окружающей среды | Ускоренное испарение электролита, перегрев, снижение срока службы аккумулятора | Заряжать аккумулятор в прохладном помещении, обеспечить хорошую вентиляцию |
| Краткое замыкание внутри аккумулятора | Взрыв, возгорание, повреждение аккумулятора | Немедленно прекратить зарядку, осмотреть аккумулятор на наличие повреждений, заменить аккумулятор |
| Износ аккумулятора | Кипение электролита даже при нормальном токе зарядки | Заменить аккумулятор |
| Низкий уровень электролита | Перегрев, повреждение пластин | Долить дистиллированную воду (только для обслуживаемых аккумуляторов), заменить аккумулятор |
| Неправильно подобранное зарядное устройство | Перегрев, повреждение аккумулятора | Использовать зарядное устройство, соответствующее типу и емкости аккумулятора |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о кипении электролита при зарядке аккумулятора и что с этим делать:
-
Причины кипения электролита: Кипение электролита в аккумуляторе происходит из-за выделения газа (водорода и кислорода) в процессе электролиза. Это может происходить при слишком высоком напряжении зарядки или при использовании неподходящего зарядного устройства. Если электролит начинает кипеть, это может привести к потере воды и ухудшению состояния аккумулятора.
-
Безопасность: Кипение электролита может быть опасным, так как выделяющиеся газы могут образовывать взрывоопасные смеси. Поэтому важно заряжать аккумулятор в хорошо проветриваемом помещении и избегать открытого огня или искр вблизи.
-
Что делать при кипении: Если вы заметили, что электролит кипит, следует немедленно прекратить зарядку. Проверьте уровень электролита и при необходимости добавьте дистиллированную воду. Также стоит проверить зарядное устройство на соответствие требованиям аккумулятора и, если необходимо, заменить его на более подходящее.
Эти меры помогут продлить срок службы аккумулятора и обеспечить безопасность при его эксплуатации.

Что делать если аккумулятор кипит?
Если аккумулятор начинает кипеть во время длительной зарядки, достаточно уменьшить силу тока вдвое. Это должно привести к снижению кипения, и вы сможете спокойно дождаться полной зарядки устройства. Если же кипение началось в самом начале процесса зарядки, это может указывать на серьезные проблемы, и в таком случае стоит внимательно осмотреть аккумулятор, немедленно отключив его от зарядного устройства.
ВНИМАНИЕ! При сильном кипении аккумулятора необходимо снизить силу тока зарядного устройства как минимум вдвое.
Обычно аккумулятор состоит из шести секций, в которых находятся свинцовые пластины. Кипение может быть вызвано следующими причинами:
- Короткое замыкание пластин;
- Расщепление пластин;
- Нехватка электролита в одной или нескольких секциях.
В первых двух ситуациях замена неисправного аккумулятора практически неизбежна. Поэтому сначала следует отключить его от зарядного устройства, а затем либо отвезти в сервисный центр для диагностики и окончательного решения, либо утилизировать.
Что касается нехватки электролита, то здесь важно проверить его уровень и качество. В обслуживаемых моделях это сделать достаточно просто: нужно открутить крышки секций и провести визуальный осмотр. Если электролит не покрывает пластины в одной или нескольких секциях, необходимо долить дистиллированную воду до нужного уровня. Самостоятельно добавлять серную кислоту не рекомендуется; такие действия должны выполняться только в специализированных сервисах.
Измерение плотности электролита
Плотность электролита, находящегося в аккумуляторах, напрямую влияет на их способность к зарядке. Этот параметр следует измерять только у полностью заряженного устройства, которое находилось в состоянии покоя в течение нескольких часов при температуре около 25 градусов Цельсия. Если измерения проводить сразу после зарядки, результаты будут завышенными.
Плотность электролита измеряется в граммах на кубический сантиметр и в нормальных климатических условиях должна находиться в пределах 1,25-1,27 г/см³. В более холодных регионах этот показатель может быть увеличен до 1,29 г/см³. В теплых же регионах плотность может быть на 0,01 ниже.
Для самостоятельного измерения плотности вам понадобится специальный инструмент — денсиметр. Это стеклянная трубка с ареометром внутри, к которой с одной стороны прикреплена пластиковая трубка, а с другой — резиновая груша. Чтобы провести замер, нужно немного открыть банку с электролитом, погрузить пластиковый конец трубки в жидкость и, нажав на грушу, зачерпнуть немного электролита. Ареометр покажет уровень плотности. Таким образом можно проверить плотность в обслуживаемых аккумуляторах.
Для проверки плотности в необслуживаемом аккумуляторе, который не позволяет получить доступ к электролиту, достаточно взглянуть в специальное окошко. При нормальной плотности в нем должен быть виден зеленый индикатор, а при снижении плотности он станет черным.
Если плотность электролита ниже нормы, это не всегда означает, что необходимо его доливать. При кипении аккумулятора из жидкости может испаряться только вода, в то время как сера остается в составе и может накапливаться вокруг свинцовых пластин, что приводит к сульфатации. Если процесс еще не слишком запущен и лишь небольшая часть кристаллов серы скопилась у нижней части пластин, ситуацию можно исправить, проведя несколько циклов зарядки и разрядки аккумулятора.
ВАЖНО! Доливать электролит следует только в случае его случайного пролива. При этом необходимо убедиться, что плотность и температура добавляемого электролита полностью соответствуют уже имеющемуся.

Как заряжать автомобильный аккумулятор
Правильная зарядка автомобильного аккумулятора имеет большое значение. Существует две основные категории аккумуляторов, каждая из которых требует особого подхода:
-
Обслуживаемые аккумуляторы. Эти аккумуляторы не имеют герметичной конструкции, что позволяет воде испаряться. Они состоят из шести банок с откручивающимися крышками, что также способствует испарению жидкости. Перед зарядкой таких аккумуляторов необходимо провести подготовительные мероприятия.
-
Необслуживаемые аккумуляторы. Эти батареи полностью герметичны, что исключает возможность испарения воды. Влага скапливается на стенках устройства, конденсируется и возвращается обратно. Уровень электролита в таких аккумуляторах можно проверить, взглянув на прозрачный пластик. Если он прозрачен, это позволяет оценить количество жидкости внутри.
Подготовка обслуживаемого аккумулятора
Подготовительные работы включают в себя следующие шаги:
- Очистка. Для этого подойдет обычная тряпка, смоченная в растворе соды. Она поможет удалить накопившуюся грязь и пыль, а также белый налет. Если загрязнения достаточно серьезные, рекомендуется использовать неметаллическую щетку.
- Проверка уровня электролита. Со временем электролит может испаряться и не полностью покрывать пластины, что приводит к их повреждению и, как следствие, к выходу из строя всего аккумулятора. Поэтому важно регулярно проверять уровень и при необходимости доливать дистиллированную воду для полного покрытия пластин.
- Проверка плотности электролита. Она должна находиться в пределах 1,26 – 1,30 г/см3. Для этой проверки используется денсиметр. Подробности процесса описаны выше.
Заряд с помощью электрического тока
Таким образом, процесс зарядки обслуживаемых аккумуляторов осуществляется следующим образом. Для этого вам понадобятся:
- Подключить аккумулятор к зарядному устройству, соблюдая правильную полярность: минус к минусу и плюс к плюсу;
- Установить силу тока на уровне 10% от емкости аккумулятора. Зарядка продолжается до тех пор, пока напряжение не достигнет 14,4 В.
- Затем уменьшить силу тока вдвое и продолжать зарядку до тех пор, пока напряжение не достигнет 15 В.
- После этого снова снизить силу тока вдвое и заряжать аккумулятор до тех пор, пока значения силы тока и напряжения не стабилизируются.
Этот метод не самый удобный и требует постоянного контроля за силой тока. Тем не менее, он позволяет достичь полного заряда аккумулятора, и процесс займет примерно 10-12 часов, возможно, даже меньше. Время зарядки зависит от степени разряда аккумулятора.
Заряд с помощью постоянного напряжения
Этот метод не требует постоянного контроля и внимания со стороны владельца. Все процессы регулирует сам прибор. Достаточно подключить аккумулятор к зарядному устройству, включить его и установить напряжение на уровне 14,5 В. После этого можно просто ждать. Обычно время зарядки составляет около 10 часов.
Не рекомендуется оставлять аккумулятор на зарядке на длительное время, так как это может привести к сульфатации пластин и выходу устройства из строя. Если нет возможности постоянно следить за уровнем заряда и регулировать силу тока, можно установить минимальное значение. В этом случае время зарядки значительно увеличится, но повреждений аккумулятора не произойдет.
Кипение аккумулятора может вызывать беспокойство только в том случае, если оно начинается сразу после подключения к электросети. В такой ситуации необходимо срочно проверить уровень электролита и состояние пластин. После выполнения профилактических мероприятий кипение во время зарядки обычно указывает на то, что процесс близится к завершению, и устройство снова готово к эксплуатации.
Профилактика проблем с аккумулятором
Чтобы избежать ситуации, когда при зарядке аккумулятора кипит электролит, необходимо соблюдать несколько простых, но важных правил. Правильное обращение с аккумулятором и регулярное техническое обслуживание помогут продлить срок его службы и предотвратить потенциальные проблемы.
1. Регулярная проверка уровня электролита: Уровень электролита в аккумуляторе должен находиться в пределах нормы. Если он слишком низкий, это может привести к перегреву и кипению. Рекомендуется периодически проверять уровень и при необходимости доливать дистиллированную воду.
2. Использование качественного зарядного устройства: Не все зарядные устройства одинаково безопасны для аккумуляторов. Используйте только те устройства, которые соответствуют характеристикам вашего аккумулятора. Зарядные устройства с автоматическим отключением помогут избежать перезарядки, которая может привести к кипению электролита.
3. Соблюдение режима зарядки: Необходимо следить за тем, чтобы аккумулятор не перегревался во время зарядки. Избегайте зарядки при высоких температурах и не оставляйте аккумулятор на зарядке на длительное время без присмотра. Оптимальная температура для зарядки составляет от 10 до 30 градусов Цельсия.
4. Очистка клемм и контактов: Загрязненные или окисленные клеммы могут привести к плохому контакту и перегреву. Регулярно очищайте клеммы аккумулятора от грязи и окислов, используя специальные средства или раствор соды с водой.
5. Проверка состояния аккумулятора: Регулярно проверяйте аккумулятор на наличие трещин, коррозии и других повреждений. Если вы заметили какие-либо изменения, лучше заменить аккумулятор, чтобы избежать дальнейших проблем.
6. Правильное хранение: Если аккумулятор не будет использоваться длительное время, храните его в прохладном и сухом месте. Перед хранением рекомендуется полностью зарядить аккумулятор и периодически проверять его состояние.
Соблюдение этих рекомендаций поможет предотвратить кипение электролита при зарядке и обеспечит надежную работу аккумулятора на протяжении всего его срока службы. Помните, что профилактика всегда проще и дешевле, чем устранение последствий неисправностей.
Вопрос-ответ
Можно ли заряжать аккумулятор, если он кипит?
Прикройте аккумуляторные банки крышками, оставив щель, и продолжите заряжать АКБ. Если кипение возобновится, нужно уменьшить силу тока. Заряжайте АКБ, пока амперметр зарядного устройства не покажет, что батарея больше не получает питания.
Сколько может кипеть аккумулятор при зарядке?
6 часов после начала зарядки (при условии заряжания на максимальном токе). В реальности время начала закипания может быть разным. Это зависит от состояния аккумуляторной батареи и ее остаточного ресурса.
Опасно ли, если аккумулятор нагревается во время зарядки?
Аккумуляторы AGM могут нагреваться во время зарядки, и вы по-прежнему можете использовать их для зарядки других электронных устройств. Однако, если ваш аккумулятор AGM горячий на ощупь, у вас потенциальная проблема. Он перегревается во время зарядки (и, возможно, перегружен), поэтому ему необходим перерыв.
Советы
СОВЕТ №1
Проверьте уровень электролита. Если он слишком низкий, это может привести к перегреву и кипению. Добавьте дистиллированную воду до необходимого уровня, чтобы избежать повреждений аккумулятора.
СОВЕТ №2
Убедитесь, что зарядное устройство работает правильно. Используйте зарядное устройство, соответствующее характеристикам вашего аккумулятора, чтобы избежать перегрева и кипения электролита.
СОВЕТ №3
Следите за температурой аккумулятора во время зарядки. Если он становится слишком горячим, отключите зарядное устройство и дайте аккумулятору остыть, прежде чем продолжить зарядку.
СОВЕТ №4
Регулярно проверяйте аккумулятор на наличие повреждений или коррозии. Если вы заметили какие-либо проблемы, такие как вздутие или утечка, замените аккумулятор, чтобы избежать дальнейших рисков.


