При выборе и обслуживании автомобильного аккумулятора автовладельцы часто не учитывают, какая кислота используется в его конструкции. Это порождает мифы и неверные предположения о работе аккумуляторов. В статье мы рассмотрим, какую кислоту заливают в аккумуляторы автомобилей, и объясним, почему это знание важно для ухода за аккумулятором и его долговечности.
Какую кислоту заливают в аккумулятор
В некоторых типах автомобильных аккумуляторов в качестве электролита может использоваться щелочь. Например, это характерно для никель-кадмиевых аккумуляторов. Также существует категория гелевых аккумуляторов, в которых жидкость находится в связанном состоянии. По сути, это раствор серной кислоты, преобразованный в гелевую форму или пропитанный стекловолокном.
Серная кислота является основным компонентом в производстве свинцово-кислотных аккумуляторов для автомобилей. Ее концентрация в электролите составляет примерно 30-35%, остальная часть – дистиллированная вода. Использование обычной водопроводной воды строго запрещено, так как она содержит соли различных металлов, которые могут негативно повлиять на срок службы аккумулятора.
В бытовых условиях серная кислота с концентрацией 30% обычно вполне достаточна, однако в производственной сфере часто применяют кислоту с более высоким содержанием. Концентрированную серную кислоту можно получить в два этапа. На первом этапе концентрация доводится до 65-70%, а на втором – до 98%. Такой состав наиболее подходит для длительного хранения. Хотя возможно получение кислоты с концентрацией до 99%, в дальнейшем из-за значительной потери SO3 она снизится до 98,3%.
Эксперты в области автомобильной техники отмечают, что в аккумуляторы автомобилей обычно заливают серную кислоту, которая является основным компонентом электролита. Концентрация серной кислоты в аккумуляторе составляет около 30-40%, что обеспечивает оптимальные условия для химических реакций, происходящих в процессе зарядки и разрядки. Специалисты подчеркивают, что использование качественной серной кислоты критично для долговечности аккумулятора и его способности удерживать заряд. Кроме того, важно следить за уровнем электролита и при необходимости доливать дистиллированную воду, чтобы избежать повреждения пластин и уменьшить риск коррозии. Правильный уход за аккумулятором, включая контроль за состоянием кислоты, значительно увеличивает срок его службы и надежность работы автомобиля.

Применение серной кислоты и ее сорта
Существует несколько видов серной кислоты, среди которых можно выделить:
- Нитрозная или башенная. Этот сорт имеет концентрацию 75% и плотность около 1,67 г/см³. Название связано с методом производства, который осуществляется в футерованных башнях с использованием нитрозного способа. В процессе обработки обжигового газа с нитрозой образуются кислота и оксиды азота.
- Контактная. Концентрация этого сорта варьируется от 92,5% до 98%, а плотность составляет 1,837 г/см³. Она также получается из обжигового газа, содержащего двуокись серы (SO2). В ходе химической реакции кислота окисляется при взаимодействии с катализатором на основе ванадия.
- Аккумуляторная. Концентрация составляет 92-94%, плотность – 1,835 г/см³.
- Олеум. Этот сорт отличается высокой концентрацией – 104,5% и плотностью 1,897 г/см³. Он представляет собой концентрированный раствор серной кислоты и триоксид серы (SO3).
- Высокопроцентный олеум. Концентрация этого сорта достигает 114,6%, а плотность составляет 2,002 г/см³.
| Тип аккумулятора | Тип электролита | Плотность электролита (г/см³) |
|---|---|---|
| Свинцово-кислотный (обслуживаемый) | Разбавленная серная кислота (H₂SO₄) | 1,27 – 1,29 |
| Свинцово-кислотный (необслуживаемый) | Разбавленная серная кислота (H₂SO₄) | 1,27 – 1,29 (заводская заливка, не требует долива) |
| Гелевый | Разбавленная серная кислота (H₂SO₄) в гелеобразном состоянии | ~1,28 (заводская заливка, не требует долива) |
| AGM | Разбавленная серная кислота (H₂SO₄) в стекловолоконном мате | ~1,28 (заводская заливка, не требует долива) |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о кислоте, используемой в автомобильных аккумуляторах:
-
Серная кислота: В большинстве свинцово-кислотных аккумуляторов, которые используются в автомобилях, в качестве электролита применяется разбавленная серная кислота. Она обеспечивает химическую реакцию, необходимую для хранения и высвобождения электрической энергии.
-
Концентрация: Концентрация серной кислоты в электролите обычно составляет около 30-40%. Это соотношение позволяет обеспечить оптимальную проводимость и эффективность работы аккумулятора, а также предотвращает коррозию свинцовых пластин.
-
Влияние температуры: Свинцово-кислотные аккумуляторы чувствительны к температурным изменениям. При низких температурах эффективность реакции между свинцово-кислотными пластинами и электролитом снижается, что может привести к снижению емкости аккумулятора. Поэтому важно следить за состоянием аккумулятора в холодное время года и при необходимости подзаряжать его.

Процессы, происходящие в АКБ с участием электролита
Работа свинцово-кислотного аккумулятора (АКБ) основана на химических реакциях, происходящих с участием электролита. В конструкции автомобильного аккумулятора используются положительные и отрицательные пластины, погруженные в кислотный раствор. Эти пластины оснащены токопроводящими решетками, изготовленными из свинца с различными добавками, в зависимости от типа аккумулятора. На решетках отрицательных электродов находится сероватый свинцовый порошок, тогда как на положительных электродах – красновато-коричневый диоксид свинца.
Плотность электролита в полностью заряженном аккумуляторе колеблется в пределах 1,128─1,300 г/см³. При разрядке аккумулятора в результате химических процессов кислота в электролите быстро расходуется, что приводит к значительному снижению плотности.
Полностью заряженный аккумулятор автомобиля способен выдавать напряжение от 2,5 до 2,7 В без нагрузки. Однако при подключении нагрузки это значение может упасть до 2,1 В всего за несколько минут. В течение этого короткого времени на поверхности отрицательных электродов образуется плотный слой PbSO4, что приводит к тому, что напряжение на аккумуляторе, подключенном к автомобилю, составляет 2,15 В.
Если разряжать аккумулятор автомобиля небольшим током, примерно 10% от его номинальной емкости, то через 1-2 часа напряжение элемента может снизиться до 2 В. Это происходит из-за образования большого количества PbSO4, который забивает поры активной массы. Кроме того, увеличивается внутреннее сопротивление элементов аккумулятора, а концентрация жидкости значительно снижается.
Контроль за состоянием электролита
Контроль электролита – это важная процедура, которую необходимо выполнять регулярно. Владельцам автомобилей следует следить как за уровнем электролита в аккумуляторной батарее, так и за его плотностью. Для проверки уровня электролита рекомендуется использовать стеклянную трубочку, но в отсутствие таковой можно воспользоваться прозрачным корпусом от ручки. Чтобы провести измерение, откройте пробки всех ячеек и опустите трубочку до пластин. Затем закройте верхний конец трубочки пальцем и поднимите её.
Идеальный уровень электролита в трубочке должен составлять 10-12 мм. Если электролита недостаточно, добавьте воду до нужного уровня. Не следует превышать этот уровень при заливке.

Срок службы электролита
Важно понимать, что кислотный электролит представляет собой раствор, который не подвержен истечению срока годности. Срок эксплуатации такой жидкости определяется исключительно её способностью выполнять заданные функции.
На продолжительность использования аккумуляторной батареи влияют следующие факторы:
- Плотность электролита.
- Температурные условия работы аккумулятора.
- Уровень заряженности батареи.
При соблюдении нормальных значений этих показателей срок службы электролита может быть весьма длительным.
Как поднять плотность электролита
Увеличение плотности жидкости происходит из-за повышения температуры и в результате процесса, известного как гидролиз. Для поддержания этого показателя на нужном уровне необходимо регулярно добавлять дистиллированную воду. Если датчик, измеряющий концентрацию кислоты в электролите, показывает значение ниже 1,275 г/см³, его следует поднять.
Существует два способа повышения кислотности электролита: полная замена старого электролита на новый или добавление разбавленной концентрированной кислоты.
При разбавлении жидкости необходимо выполнить несколько шагов для каждой банки:
- Постараться откачать как можно больше электролита с помощью шприца или резиновой груши.
- Добавить в банку 0,5 объема жидкости с плотностью от 1,26 до 1,28 г/см³.
- Для тщательного перемешивания жидкости нужно подать нагрузку на выводы с минимальной мощностью.
При измерении плотности следует определить необходимый уровень. Если изменений не произошло, в оставшуюся половину объема нужно добавить еще электролит.
С помощью таких действий можно достичь оптимальной плотности кислоты в электролите.
Если индикатор показывает плотность ниже 1,2 г/см³, необходимо полностью заменить электролит, так как добавление не поможет. Однако, если батарея менее года, стоит попробовать этот метод.
Важно! Серная кислота является агрессивным веществом для кожи и одежды. Поэтому при работе с открытой батареей следует соблюдать меры предосторожности: обязательно надеть резиновые перчатки и защитные очки. Также будет полезен прорезиненный фартук.
Порядок заливки и доливки кислотного электролита в АКБ
Компоненты электролита – кислота и дистиллированная вода – следует смешивать в определенных пропорциях. Например, для получения электролита с плотностью 1,29 г/см³ необходимо добавить 0,36 литра кислоты к 1 литру воды, что соответствует соотношению 1:3.
Заливка электролита осуществляется с помощью стеклянной или полиэтиленовой трубочки, при этом уровень жидкости должен находиться на 10-15 мм выше свинцовых пластин. После этого аккумулятор оставляют на два часа, хотя в некоторых случаях плотность может снизиться. Затем АКБ заряжают током, который в десять раз меньше его емкости, в течение 4 часов.
Рекомендуется проверять плотность аккумулятора каждые 2-3 месяца с использованием специального прибора – ареометра.
Важно помнить! В целях безопасности следует добавлять серную кислоту в дистиллированную воду, а не наоборот, так как это может привести к опасной химической реакции с выделением брызг и тепла.
Процесс приготовления электролита
Электролит для аккумуляторной батареи можно купить в специализированных магазинах, но также есть возможность приготовить его самостоятельно, что позволит вам научиться регулировать плотность.
Для создания электролита вам понадобятся следующие материалы:
- Дистиллированная вода.
- Серная кислота.
- Емкость, устойчивая к воздействию концентрированных химических веществ: стеклянная, керамическая или свинцовая.
- Эбонитовая палочка (для перемешивания).
Процесс приготовления начинается с того, что в подготовленную емкость заливается вода, а затем аккуратно добавляется серная кислота. Компоненты следует тщательно перемешать палочкой. Важно выполнять эти действия в указанном порядке, так как при обратной последовательности существует риск получения ожогов.
Полученный раствор необходимо плотно закрыть и оставить на минимум сутки, чтобы осадок выпал и смесь остыла. Обратите внимание, что если вы сначала добавите серную кислоту, а затем воду, это может привести к гидратации и выделению тепла, что в свою очередь может вызвать кипение воды и разбрызгивание.
Срок службы аккумулятора определяется его техническими характеристиками. Однако неправильное использование и хранение могут значительно сократить этот срок. Чтобы аккумулятор не изнашивался слишком быстро, специалисты советуют следить за уровнем и плотностью электролита.
Безопасность при работе с кислотой и уход за аккумулятором
Работа с кислотой, используемой в автомобильных аккумуляторах, требует особого внимания и соблюдения мер безопасности. Основной компонент, который заливают в свинцово-кислотные аккумуляторы, — это серная кислота (H₂SO₄). Она обладает высокой коррозионной активностью и может представлять опасность для здоровья человека и окружающей среды.
При работе с серной кислотой необходимо использовать защитные средства: перчатки, защитные очки и специальную одежду, чтобы избежать контакта кислоты с кожей и слизистыми оболочками. В случае попадания кислоты на кожу или в глаза, необходимо немедленно промыть пораженное место большим количеством воды и обратиться за медицинской помощью.
Важно помнить, что серная кислота выделяет токсичные пары, поэтому работа с ней должна проводиться в хорошо проветриваемом помещении или на открытом воздухе. Необходимо избегать вдыхания паров кислоты, так как они могут вызвать серьезные повреждения дыхательных путей.
При заливке кислоты в аккумулятор следует соблюдать осторожность, чтобы избежать проливания. Пролившаяся кислота может повредить кузов автомобиля и вызвать коррозию металлических частей. В случае пролива необходимо немедленно нейтрализовать кислоту с помощью специального нейтрализатора или раствора соды, а затем тщательно промыть место происшествия водой.
Уход за аккумулятором также играет важную роль в его долговечности и безопасности. Регулярно проверяйте уровень электролита и при необходимости доливайте дистиллированную воду. Не допускайте полного разряда аккумулятора, так как это может привести к его повреждению. Также следите за состоянием клемм и проводов: они должны быть чистыми и надежно закрепленными.
При работе с аккумулятором избегайте использования металлических инструментов, которые могут вызвать короткое замыкание. Храните аккумулятор в вертикальном положении и вдали от источников тепла и открытого огня. Соблюдение этих простых правил поможет обеспечить безопасность и продлить срок службы аккумулятора.
Вопрос-ответ
Почему нельзя лить электролит в аккумулятор?
Аккумуляторы теряют часть воды из электролита во время работы и заряда. При этом происходит снижение его уровня над пластинами и увеличивается концентрация (плотность) кислоты.
Какая кислота используется в кислотном 12 вольтовом аккумуляторе?
Аккумулятор автомобиля содержит химические вещества, которые, вступая в электрохимическую реакцию, производят электрический ток. В свинцово-кислотном аккумуляторе две группы пластин из губчатого свинца помещаются в водный раствор серной кислоты, который называется электролитом.
Советы
СОВЕТ №1
Перед добавлением кислоты в аккумулятор обязательно ознакомьтесь с инструкцией производителя. Разные аккумуляторы могут требовать разные типы кислот, и использование неправильной может привести к повреждению устройства.
СОВЕТ №2
Используйте только дистиллированную воду для разведения кислоты, если это необходимо. Обычная водопроводная вода может содержать минералы и примеси, которые могут негативно сказаться на работе аккумулятора.
СОВЕТ №3
При работе с кислотой всегда надевайте защитные перчатки и очки. Кислота может быть опасной для кожи и глаз, поэтому соблюдение мер безопасности крайне важно.
СОВЕТ №4
Регулярно проверяйте уровень кислоты в аккумуляторе и при необходимости подливайте. Это поможет продлить срок службы аккумулятора и обеспечить его надежную работу.



