Плотность электролита в аккумуляторе — ключевой показатель его состояния. Понижение плотности указывает на проблемы: недостаток заряда, повреждение элементов или неправильное обслуживание. В статье рассмотрим основные причины падения плотности и эффективные методы её повышения, включая замену электролита и корректирующую подзарядку. Эти знания помогут продлить срок службы аккумулятора и обеспечить его надежную работу.
Почему плотность электролита падает
Нормальная эксплуатация аккумулятора требует регулярной подзарядки и поддержания высокой температуры химических реакций на электродах и в электролите. Это приводит к постоянному уменьшению уровня жидкости в банках аккумуляторной батареи, которую необходимо восполнять дистиллированной водой. Среди основных факторов, способствующих снижению плотности раствора в аккумуляторе, можно выделить:
- Отсутствие контроля за уровнем концентрации раствора в емкостях с электродами после каждого добавления дистиллята. С каждым новым разбавлением концентрата уменьшается доля электролита из-за испарения воды и небольшого объема электролитической жидкости.
- Повторная зарядка аккумулятора может вызывать закипание раствора и его испарение, что приводит к уменьшению объема и увеличению концентрации. В результате активных молекул для ионизации свинца и его солей становится меньше, что, в свою очередь, снижает плотность жидкости.
- Аккумулятор может быть разряжен.
ВАЖНО:Долгосрочная работа аккумулятора с низкой плотностью электролита может привести к сульфатации пластин и выходу устройства из строя.
Чтобы определить причину низкого заряда батареи, проводят измерения концентрации раствора в банках аккумулятора с помощью ареометра. Оптимальная температура для этой процедуры составляет от 22 до 25 °С. Плотность электролита может быть как выше, так и ниже нормы. В первом случае возрастает риск коррозионного разрушения положительных электродов. Во втором случае опасность возрастает в холодное время года, когда электролит может охладиться и затвердеть. Поэтому контроль уровня плотности зимой является важной задачей для каждого владельца транспортного средства.
Эксперты в области аккумуляторных технологий указывают на несколько ключевых причин падения плотности электролита в аккумуляторах. Во-первых, это может быть связано с естественным процессом старения, при котором активные вещества постепенно теряют свои свойства. Во-вторых, недостаток зарядки или частые глубокие разряды могут привести к образованию свинцовых отложений на пластинах, что также снижает эффективность электролита. Кроме того, высокая температура эксплуатации может ускорить испарение воды из электролита, что приводит к его разбавлению и снижению плотности. Наконец, использование некачественных материалов при производстве аккумуляторов может стать причиной быстрого ухудшения характеристик электролита. Все эти факторы подчеркивают важность регулярного обслуживания и контроля состояния аккумуляторов для обеспечения их надежной работы.

Подготовка перед поднятием плотности электролита
Для того чтобы правильно измерить концентрацию электролита в аккумуляторной батарее, необходимо учитывать следующие условия:
- Корпус аккумулятора должен быть целым, без трещин и сколов, а клеммы не должны иметь повреждений;
- Уровень жидкости в каждой банке должен находиться в пределах нормы;
- Температура электролитического раствора должна быть в диапазоне от 20 до 25°С;
- Аккумулятор должен быть полностью заряжен.
Если клеммы или корпус аккумулятора повреждены, результаты измерений могут оказаться неточными, и причина невозможности обеспечить необходимый разряд для запуска транспортного средства может заключаться не в низкой плотности электролита. Низкий уровень жидкости может быть более концентрированным, чем нормальный уровень, разбавленный дистиллированной водой. При низких температурах результаты измерений могут значительно отличаться от реальных значений в стандартных условиях. В разряженном аккумуляторе плотность раствора всегда ниже, так как большинство ионов оседает на пластинах.
ВАЖНО:При добавлении серного концентрата для корректировки плотности электролита следует действовать очень осторожно, так как повышенные показатели могут привести к осыпанию пластин и повреждению аккумулятора.
Зарядка аккумулятора от генератора автомобиля обычно не достигает полного объема, а составляет лишь 80-90%, что требует дополнительной подзарядки устройства для измерения концентрации раствора.
Подготовительные действия для повышения плотности электролита включают:
- Извлечение аккумулятора из транспортного средства;
- Хранение в теплом помещении до достижения температуры 20-25 °С;
- Проверка уровня насыщенности раствора;
- При необходимости зарядка и очистка клемм перед добавлением жидкости в банки.
Существуют специальные таблицы для определения нормы, согласно которым эксплуатационная плотность для теплого периода должна составлять не менее 1,27 г/куб. см, а для зимнего – 1,3 г/куб. см.
| Причина падения плотности электролита | Описание | Возможные последствия |
|---|---|---|
| Сульфатация пластин | Образование нерастворимого сульфата свинца на поверхности пластин. | Снижение емкости аккумулятора, затрудненный заряд, выход из строя. |
| Переразряд | Глубокий разряд аккумулятора, приводящий к образованию сульфата свинца. | Повреждение пластин, снижение емкости, сокращение срока службы. |
| Недостаток электролита | Утечка или испарение электролита. | Снижение плотности, перегрев, повреждение пластин. |
| Загрязнение электролита | Попадание посторонних веществ в электролит. | Снижение проводимости, коррозия пластин. |
| Высокая температура эксплуатации | Ускоренное испарение воды из электролита. | Снижение плотности, повреждение пластин. |
| Длительная работа на малых токах | Неполный заряд аккумулятора. | Накопление сульфата свинца, снижение емкости. |
| Короткий замыкание внутри аккумулятора | Повреждение пластин, приводящее к утечке электролита и снижению плотности. | Полный выход из строя аккумулятора. |
| Естественное старение | Износ пластин и активной массы. | Снижение емкости и плотности электролита. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о причинах падения плотности электролита в аккумуляторе:
-
Испарение воды: Одной из основных причин падения плотности электролита в свинцово-кислотных аккумуляторах является испарение воды. При высоких температурах или длительной эксплуатации аккумулятора вода в электролите может испаряться, что приводит к увеличению концентрации серной кислоты и, как следствие, к изменению плотности.
-
Сульфатация: Падение плотности электролита может также быть связано с процессом сульфатации, когда свинцовые пластины аккумулятора покрываются сульфатами свинца. Это происходит при недостаточной зарядке или длительном хранении аккумулятора в разряженном состоянии. Сульфатация снижает эффективность химических реакций в аккумуляторе и, как следствие, влияет на плотность электролита.
-
Температурные колебания: Температура окружающей среды также играет важную роль в изменении плотности электролита. При низких температурах плотность электролита может увеличиваться, а при высоких — снижаться. Это связано с изменением растворимости компонентов электролита и реакциями, происходящими в аккумуляторе, что может привести к неправильной интерпретации состояния заряда аккумулятора.

Поднимаем плотность электролита в АКБ
Для увеличения концентрации активного раствора в аккумуляторных банках необходимо подготовить следующие материалы:
- Средства индивидуальной защиты при работе с агрессивными веществами: старая одежда, защитные очки, респиратор или защитная маска, резиновые перчатки;
- Мерный стакан;
- Контейнер для слива старого раствора;
- Аэрометр с резиновой грушей для откачки жидкости из банок;
- Дрель со сверлом диаметром 3-4 мм;
- Паяльная лампа или паяльник;
- Кислотостойкая пластмасса.
Электролит включает серную кислоту, которая может повредить кожу и одежду, поэтому важно обеспечить личную безопасность и выполнять все действия с максимальной осторожностью. Увеличение плотности раствора можно осуществить несколькими способами:
- Полной заменой электролита в банках, если его концентрация ниже 1 г/куб. см;
- Добавлением аккумуляторной кислоты в существующий раствор;
- Заливанием дистиллированной воды и серной кислоты до достижения необходимого уровня и плотности.
Полная замена электролита
Это крайняя мера, которая применяется в случае полного истощения ресурса электролита, когда его плотность снижается до 1 г/куб. см. Процесс выполняется в следующем порядке:
- Подготовленная аккумуляторная батарея полностью опустошается от раствора с помощью груши.
- Перевернув АКБ на бок, необходимо просверлить отверстия в дне каждой банки с электродами и слить остатки жидкости.
- В таком положении прибор следует оставить и промыть внутренние полости дистиллированной водой.
- Очищенную батарею снова герметизируют, запаивая ранее сделанные отверстия кислотостойкой пластмассой с помощью паяльной лампы или паяльника.
- В каждую банку заливается необходимое количество дистиллята, которое рассчитывается исходя из общего объема банки и требуемого количества аккумуляторной кислоты для получения раствора с концентрацией 1,25-1,27 г/куб. см.
- Банки плотно закрываются, а батарея слегка встряхивается, не отклоняясь сильно от вертикального положения.
ВАЖНО:Сначала в банки заливается дистиллят, а затем добавляется кислота, иначе жидкость может закипеть.
Добавление аккумуляторной кислоты
Если плотность раствора оказывается ниже 1,2 г/куб. см, необходимо принять решительные меры для повышения уровня электролита. В этом случае следует приобрести аккумуляторную кислоту с плотностью 1,84 г/куб. см и залить её тем же способом, что и обычный электролит.

Добавление дистиллята и серной кислоты
Сначала необходимо удалить старый электролит из каждой банки аккумулятора. Затем следует залить новый раствор с плотностью от 1,25 до 1,27 г/куб. см. После заполнения банок до уровня «Норма» важно тщательно закрыть крышки и слегка встряхнуть аккумулятор.
ВАЖНО:Запрещается переворачивать аккумулятор вверх дном. Это может привести к откалыванию частиц свинцовой соли с решетки, которые могут попасть на соседний электрод и вызвать короткое замыкание в банке. В результате поврежденная емкость станет непригодной для дальнейшего использования.
Проверка концентрации электролита поможет определить, нужно ли повторить процесс замены. Если значение окажется ниже 1,25 г/куб. см, процедуру следует повторять до достижения необходимого уровня.
Корректирующая подзарядка АКБ
После замены или проведения манипуляций для повышения плотности электролита в ячейках аккумулятора устанавливается раствор с различными показателями. Допустимый разброс составляет 0,01 г/куб. см. Для выравнивания этого значения необходимо выполнить корректирующую подзарядку. Суть данного метода заключается в подаче тока в течение 1-2 часов при уровне, который составляет 2-3 раза меньше номинального.
Если положительный эффект не достигается, применяются более радикальные методы выравнивания. В этом случае используются зарядные устройства с регуляторами, которые обеспечивают стабильное напряжение на входе.
Инструкция по восстановлению плотности с помощью корректирующей подзарядки:
- Полностью зарядите аккумулятор;
- Когда достигнут максимальный заряд и наблюдается кипение электролита, уменьшите силу тока до 1-2 А;
- В процессе кипения происходит испарение дистиллированной воды, что приводит к увеличению плотности жидкости;
- Время испарения может варьироваться в зависимости от конкретного случая и иногда достигать 1 суток;
- Если плотность падает ниже 1,25 г/куб. см, необходимо долить электролит, а концентрацию измерить при охлаждении до 25 °С;
- При необходимости повторите процедуру.
Основной недостаток данной процедуры – ее продолжительность.
Корректирующий электролит
Корректирующая смесь представляет собой электролит с плотностью 1,4 г/куб. см. Простое добавление этого раствора не рекомендуется, так как перед этим необходимо измерить текущий уровень плотности жидкости. Определение причины поможет выбрать наиболее эффективный способ использования корректирующего электролита. Основные цели такого раствора:
- Коррекция уровня электролита при утечке раствора;
- Увеличение плотности жидкости в банке при добавлении избыточного объема дистиллята.
Этапы применения корректирующего электролита:
- С помощью спринцовки или аэрометра извлечь из банки жидкость;
- Заменить извлеченный раствор равным объемом корректирующего состава;
- Подключить аккумулятор к зарядному устройству на 30 минут – 1 час;
- После завершения зарядки оставить устройство в покое на 2-3 часа;
- Провести контрольные измерения в каждой из банок;
- При необходимости повторить процедуру.
ВАЖНО:При откачивании электролита следует оставлять поверхность пластин покрытой жидкостью.
Заключение
В завершение следует подчеркнуть, что взаимодействие с аккумуляторами и электролитом требует определенных навыков. Если у вас недостаточно опыта в обслуживании автомобиля, разумнее будет обратиться в сервисный центр и доверить эту задачу специалистам. В любом случае, важно контролировать плотность электролита, чтобы обеспечить надежную работу аккумулятора как в летний, так и в зимний период.
Профилактика падения плотности электролита
Во-первых, регулярная проверка уровня и плотности электролита — это основа профилактики. Рекомендуется периодически использовать ареометр для измерения плотности электролита. Если плотность ниже нормы, это может свидетельствовать о недостаточном уровне электролита или о его старении. В таких случаях необходимо долить дистиллированную воду до необходимого уровня и, при необходимости, заменить электролит.
Во-вторых, важно следить за температурным режимом эксплуатации аккумулятора. Высокие температуры могут ускорить процесс испарения воды из электролита, что приводит к его концентрации и, как следствие, к падению плотности. Поэтому аккумулятор следует устанавливать в местах с хорошей вентиляцией и избегать перегрева. В зимний период также стоит учитывать, что низкие температуры могут негативно сказаться на состоянии электролита, поэтому рекомендуется использовать аккумуляторы с хорошими зимними характеристиками.
Третьим важным аспектом является правильная зарядка аккумулятора. Использование качественного зарядного устройства и соблюдение режима зарядки помогут избежать перезарядки и недозарядки, которые могут негативно влиять на плотность электролита. Перезарядка может привести к перегреву и испарению жидкости, а недозарядка — к сульфатации пластин, что также снижает плотность электролита.
Четвертым пунктом является регулярная очистка клемм и контактов аккумулятора. Накопление грязи и коррозии может привести к плохому контакту и, как следствие, к неэффективной работе аккумулятора. Чистые контакты обеспечивают стабильную работу и предотвращают дополнительные нагрузки на аккумулятор.
Наконец,
Вопрос-ответ
Что делать, если плотность электролита упала?
Добавление электролита соответствующей плотности: Если плотность электролита слишком низкая, можно добавить электролит с более высокой плотностью, чтобы скорректировать общую плотность в аккумуляторе. Важно использовать электролит, рекомендованный производителем аккумулятора, и соблюдать необходимые меры безопасности.
Что нужно сделать, чтобы увеличить плотность электролита в аккумуляторе?
Добавление серной кислоты: Этот метод подразумевает добавление в электролит концентрированной серной кислоты нужной плотности для повышения общей плотности электролита. Важно строго соблюдать пропорции и не превышать рекомендуемую плотность, чтобы избежать повреждения аккумулятора.
Советы
СОВЕТ №1
Регулярно проверяйте уровень электролита в аккумуляторе. Если уровень ниже нормы, добавьте дистиллированную воду, чтобы избежать повреждения пластин и ухудшения работы аккумулятора.
СОВЕТ №2
Следите за температурным режимом эксплуатации аккумулятора. Высокие температуры могут ускорить испарение электролита, поэтому старайтесь избегать перегрева, особенно в жаркую погоду.
СОВЕТ №3
Проводите периодическую проверку плотности электролита с помощью ареометра. Это поможет вам заранее выявить проблемы и принять меры для восстановления нормальных показателей.
СОВЕТ №4
Избегайте глубоких разрядов аккумулятора, так как это может привести к сульфатации и снижению плотности электролита. Старайтесь поддерживать уровень заряда не ниже 50%.


